Posted 1 июня 2022, 09:52

Published 1 июня 2022, 09:52

Modified 1 февраля, 18:27

Updated 1 февраля, 18:27

Максим Миронов. Как импортозамещение сказывается на реальных доходах людей

1 июня 2022, 09:52

После введения санкций российские чиновники, политики и пропагандисты как мантру твердят про импортозамещение. Типа, ничего страшного, что Запад нам импорт прикрыл, — дайте нам немного времени, и мы все сами наладим. Благо земля российская богата талантами.

Однако такие бравады идут скорее от непонимания, как устроено импортозамещение в современном мире.

Начну с простого примера. Предположим, вы живете за городом и отапливаете свой дом дровами. На это у вас, предположим, уходило 3% от месячной зарплаты. Вдруг дрова вам перестают продавать. Вы вначале думаете: «Не проблема. Лес рядом — схожу и напилю сам». Сказано — сделано. Идете в магазин покупать бензопилу — только бензопилы продаваться перестали, так как они импортные и их поставки ограничены. Вам тогда придется покупать обычную двуручную пилу, звать друга на помощь и идти в лес с ним пилить дрова.

В итоге дров, конечно, вы напилите, но, чтобы обеспечить себя и друга, к примеру, придется потратить 3-4 рабочих дня. То есть вы лишитесь 10-15% от зарплаты (вам придется несколько дней в месяц пилить дрова, а не работать по основному месту работы). В итоге сможете купить примерно на 10% меньше других товаров, ведь раньше вы на дрова тратили всего 3% зарплаты.

И чем больше подобного «импортозамещения» вам придется организовать, тем беднее вы будете жить, ведь вам придется заниматься делами, которые вы делаете хуже других, значит, придется на это тратить больше времени и сил, а на основную работу будет оставаться все меньше и меньше времени. И хорошо, если, как в случае с дровами, вам удастся найти замену бензопиле альтернативным инструментом. Может так случиться, что адекватной замены найти не получится совсем. И тогда вам придется полностью отказаться от потребления каких-то товаров.

Как работает импортозамещение в развивающихся странах? Когда там строятся заводы, то обычно ключевые компоненты импортируются, да и само оборудование для постройки заводов тоже импортируется. Именно так развивалось импортозамещение всю историю современной России.

Поэтому об импортозамещении технически сложной продукции можно забыть. В Россию просто никто не будет поставлять оборудование для ее производства, а также ключевых компонентов. Внутри России это оборудование произвести будет в принципе невозможно. В редких случаях удастся перенести производство с большим технологическим шагом назад. К примеру, сейчас обсуждается возможность перенести производство процессоров «Эльбрус» на завод «Микрон» в Зеленограде. Только там технология 90нм, а тайванская TSMC производила по тех процессу 28нм. То есть импортозамещение приведет к тому, что процессоры будут намного хуже и намного дороже. Но «Эльбрус» — это скорее исключение. Производство многих других микрочипов (а они стоят везде, от бытовой техники до автомобилей) перенести в Россию, скорее всего, вообще не удастся.

Подводя итог. Россия сможет импортозаместить какие-то базовые вещи — гвозди (тут Матвиенко права), бытовую химию, мебель, одежду и т. д. Все эти продукты станут хуже и дороже (см. мой пример с заготовкой дров). Производство высокотехнологичной продукции заместить не удастся (за редким исключением), и ее придется получать либо из Китая (если США не надавят и не прикроют этот канал), либо по «серым» схемам — то есть стиральная машина покупается в условном Казахстане и везется в Россию. Естественно, это будет существенно дороже, без сервиса и гарантийного обслуживания.

В итоге реальное количество товаров, которое население сможет купить на свои доходы, резко упадет. Думаю, что в 2022 г. падение реальных доходов населения будет рекордным.

Максим Миронов, экономист

Подпишитесь