Posted 25 мая 2022, 14:10

Published 25 мая 2022, 14:10

Modified 1 февраля, 18:23

Updated 1 февраля, 18:23

Евгений Коган. Так что — дефолт или не дефолт?

25 мая 2022, 14:10

Истек срок действия лицензии Минфина США, позволявшей РФ обслуживать свой внешний долг. И, судя по поступающей информации, лицензия продлена не будет. Дефолт ли это, соответственно, будет в итоге?

Скорее всего, да. Как мы помним, первоначально Америка приняла решение дать России возможность рассчитываться по своим долгам. Просто не из замороженных, а из новых денег. Сегодня становится очевидно, что и эту возможность решили перекрыть.

Зачем? Очевидно, чтобы спровоцировать кросс-дефолт. То есть, когда технический дефолт превратится в дефолт полноценный, стране можно предъявить все ее долги разом. Поскольку оплатить их также будет невозможно, а предлагаемая оплата в рублях никого не устроит, следующим шагом последуют судебные процедуры и… наложение ареста на активы страны.

Вы мне возразите: «Так ведь активы (в частности, резервы ЦБ) и так уже заморожены?!» Да, разумеется. Но в данном случае, как мы с вами понимаем, заморозка и конфискация — это две большие разницы. Для расчетов с инвесторами можно будет на вполне законных основаниях взять да конфисковать все эти средства.

«Хорошо. Но тогда зачем весь этот огород было городить? Почему нельзя было просто дать возможность рассчитываться с инвесторами из замороженных активов?» А вот тут все еще интереснее. Хоть обьем долгов страны и невелик, но все же он значительно больше, чем размер долларовых средств ЦБ и ФНБ, замороженных в США. Не забываем, ЦБ значительно снизил именно долларовую составляющую ЗВР. Таким образом, можно будет и все, что в долларах имеется, конфисковать на законных основаниях — и, кроме того, начать процесс ареста другого имущества страны.

Какого? Тут достаточно большой простор для творчества. Главное — инструмент этот достаточно коварный. К примеру, имущество корпораций, у которых есть та или иная доля госучастия. Это вам как? Ну вот танкер с нефтью, принадлежащий некой корпорации, взять да и арестовать в счет уплаты долгов несчастным сироткам-инвесторам. Или там самолет какой залетный. Или еще чего стоящее.

Здесь можно вполне на законных основаниях проявить творческий подход. И размяться с имуществом всласть, к примеру, начав продавать это имущество на торгах. Цена может быть самая разная. И главное здесь, конечно же, не цена отдельного объекта. Это вообще мелочи, никого в принципе не волнующие. Главное — создание ситуации непредсказуемости, когда совершенно неожиданно в счет расчетов по долгам можно для начала приморозить любой актив.

А чего нет-то? И тогда любая компания или корпорация, имеющая дело с РФ, будет понимать — есть еще один дополнительный и весьма существенный фактор риска. Вот в чем, как говорится, коварство данной ситуации. <…>

Ситуация эта беспрецедентна: с одной стороны — вероятный полноценный дефолт страны, с другой — огромное количество активов и ресурсов, на которые на вполне как бы законных основаниях можно наложить лапу. Ведь дефолт-то искусственный. И главное в нем — предостеречь всех от взаимодействия с РФ.

Где в данной ситуации проблемная точка? Многие страны внезапно осознают: раз подобное возможно, то над этим стоит серьезно поразмыслить. Выводы делайте сами.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan

Подпишитесь