Posted 25 мая 2022, 08:40
Published 25 мая 2022, 08:40
Modified 1 февраля, 18:23
Updated 1 февраля, 18:23
Все эти годы «сырьевого проклятья» с российскими инженерами и учеными (инжиниринговыми фирмами) разговор был довольно простым: «Вы должны нам сделать продукцию не хуже западной и дешевле китайской. Не можете — идите куда хотите (т.е. на „три буквы“), мы все купим за границей, в Китае или на Западе». Причем больше всего дороговизной отечественного оборудования возмущались те чиновники и менеджеры, которые хотели получить «откат», иногда в разы (!!!) превышающий стоимость этого оборудования.
Им вторили обыватели (в основном кормящиеся от бюджета за счет «природной ренты» или своих возможностей получать «откаты»), возмущающиеся, почему российские инженеры, получающие в 5-10 раз меньше своих западных коллег в стране, тратящей на R&D в разы меньше, чем другие страны, не могут им сделать телефон уровня «Айфона» и сопоставимой с ним цены.
Точно так же все считали, что российская компания с объемом выпуска продукции в 1000 единиц должна иметь себестоимость равную или даже ниже, чем иностранная компания с объемом производства в 100 000 или даже миллионы единиц продукции.
Это базировалось на уверенности, что российские инженеры должны получать зарплаты несравнимо ниже, чем в других странах, для обеспечения высокого уровня потребления своих сограждан, способных «устроиться в жизни». В крайнем случае российские потребители могли погордиться достижениями своих инженеров в смысле «смотрите, какие крутые лохи у нас есть» (в смысле, аналогичном крепостному праву).
Особенно, конечно, выделялись всяческие «прогрессоры», которые, освоив «Айфон», считали себя продвинутыми технологическими менеджерами и предпринимателями с идеями, как «за три копейки сделать процессор круче интелловского». В этом смысле круче всех оказались менеджеры Сбербанка <…>, когда удивлялись, почему работающие серверы на отечественных процессорах уступают по производительности лидерам отрасли, которые тратили на разработки сотни миллиардов долларов — против десятка миллиардов рублей, потраченных на разработку отечественных процессоров.
И вот случились санкции, когда все то, что «всегда можно было купить», стало или сильно дороже, или вообще невозможно купить. Доходы бюджета начали снижаться из-за отказа от российских энергоносителей, и денег на содержание такого количества бюжетников скоро перестанет хватать. Возможности жить за «откаты» тоже сократятся.
И тут государство и общество столкнутся с необходимостью покупать отечественное, причем дороже. И ради того, чтобы заместить недоступное или вздорожавшее оборудование, придется платить оставшимся «в живых» за эти годы российским инжиниринговым компаниям столько, сколько они просят, или остаться без оборудования.
А всем этим надменным чиновникам и менеджерам от госкомпаний после сокращений придется идти на рынок труда конкурировать за место с гастарбайтерами у швабры или за строительный мастерок. Вот это и будет высшей справедливостью!
Дмитрий Милин, аналитик, публицист