Posted 12 мая 2022, 14:29
Published 12 мая 2022, 14:29
Modified 1 февраля, 18:14
Updated 1 февраля, 18:14
В последнее время все чаще встречаю рассказы о людях, которые критически относятся к Путину, но при этом поддерживают «спецоперацию». И изумленные вопросы: «Да как такое вообще может быть?!»
Отвечаю: очень просто. Человеком в данном случае движет некая эмоция, которая сильнее, чем его нелюбовь к Путину или его способность критически воспринимать информацию и оценивать происходящее. Иначе говоря, он в данном случае считает российский режим и его действия «меньшим злом» по отношению к чему-то другому.
К чему? Варианты ответа разные, но чаще всего — по отношению к Западу.
Сильные антизападные настроения широко распространены в нашем обществе, в том числе у людей образованных и неглупых. Я сейчас не хочу разбирать причины этого явления — это отдельный большой разговор (к слову сказать, такая ситуация характерна не только для России). Тем более не стоит начинать спор о том, «хороший» Запад или «плохой» — спор бесконечный и в значительной степени бессмысленный. Я просто хочу констатировать факт: для значительной части нашего образованного общества нелюбовь к условному Западу — важная составляющая мировоззрения, собственной идентичности. Она характерна для людей с самыми разными убеждениями, для «белых» и «красных». Если убежденный монархист и убежденный сторонник Советского Союза и способны в чем-то согласиться друг с другом, то в том, что «англосаксы» — главное зло в мире.
Я хорошо знаю и понимаю мотивы этой позиции по той простой причине, что сам никогда не был фанатом условного Запада. Я никогда не считал его земным раем, идеалом, где текут молочные реки с кисельными берегами. Я всегда весьма критически относился к западному миру в целом и к США в частности. И когда-то частенько писал в своем блоге о проблемах современного германского общества. Потом, правда, перестал, когда понял, что такие записи пользуются популярностью в первую очередь у лоялистов, видевших в них подтверждение своей иллюзии, что «в России все хорошо, в отличие от гнилого Запада». А я, несмотря на всю мою критическую позицию, никогда не считал Запад абсолютным злом и источником всех без исключения глобальных несчастий.
В то же время у многих моих соотечественников нелюбовь к Западу приобрела характер некого абсолюта. Наверное, в мировоззрении каждого человека есть такие точки отсчета, на основании которых он оценивает все происходящее вокруг. Это может быть принцип («не убий») или целая идеология. Это может быть отдельный человек («Если Евтушенко против колхозов, то я — за!») или целое большое общество. Симпатия или антипатия к абсолюту становится столь важной осью мировоззрения, приобретает столь большое эмоциональное значение, что попытка ее критически осмыслить попросту не допускается.
Соответственно, когда для человека позиция Запада становится мерилом всех вещей, другие игроки на международной арене представляются «меньшим злом», которое, что бы оно ни делало, по умолчанию всегда лучше. К слову сказать, в обратную сторону («Запад всегда прав») это тоже работает.
Николай Власов, историк