Posted 11 мая 2022, 12:03
Published 11 мая 2022, 12:03
Modified 1 февраля, 18:13
Updated 1 февраля, 18:13
Тот факт, что Россия находится в режиме СВО, пока не повлек за собой кардинальных перемен во внутренней политике. Военного положения не объявили, да и выборы пока не отменили. Вчера начались давно намеченные, но отложенные в долгий ящик губернаторские ротации, что позволяет прогнозировать: отменять выборы Кремль пока тоже не собирается.
Фактически речь идет о том, чтобы постепенно <…> переключаться в режим «мирного времени». Хотя СВО и наложенные Западом санкции будут продолжать оставаться довлеющим фактором внутренней политики. К осени в стране начнет ощущаться падение уровня жизни, что потребует от врио дополнительных усилий для победы на выборах.
Так какими будут новые губернаторы? Означает ли это, что Россию ждут руководители нового типа, например, из числа силовиков, условные генерал-губернаторы? Или вовсе — новая модель управления регионами?
Нет, все останется по-старому. Школа губернаторов продолжает обучать и выпускать все тех же технократов, как и пять лет назад. Редкие прямые президентские назначенцы будут оставаться исключениями, хотя какого-то реального превосходства бывшие сотрудники личной охраны не демонстрируют. Рейтинги низкие, качество работы среднее, конфликты и проблемы те же, что и у любых других глав. Так что источники формирования кадрового резерва для управления субъектами прежние: министерства (уровень замминистров), мэрии городов, Госдума и Совет Федерации, госкорпорации, АП, СК, ГП и т. д. Программа обучения тоже особенно не менялась, поскольку каких-то антикризисных кейсов наверху еще не придумали. Так что избирать будут все тех же технократов.
Все назначенцы — близки к АП или даже выходцы из самой администрации. С одной стороны, это укрепление вертикали власти, а с другой — очевидна ставка на опытных политических менеджеров, а не просто на молодых карьеристов. Времена грядут тяжелые, и главам придется не только выполнять поставленные перед ними KPI, но и как-то самим крутиться на территории. Поэтому, вероятно, в каких-то регионах могут пройти назначения врио — выходцев из числа местных элит. 5 вчерашних отставок — это только начало. Президенту предстоит решить судьбу оставшихся 6 глав, а также еще нескольких глав, которых могут снять досрочно. В остальном структура управления останется прежней.
Это говорит о том, что Кремль не собирается ничего менять в системе управления регионами и внутренней политике в целом. Ни перехода на «военные рельсы», ни «перестройки управления» не планируется. Поскольку масштабы кризиса все еще неясны (98 или 89?), то и реагировать на него будут постфактум.
Выборы власть намерена проскочить в обычном формате. Объявленный «донбасский консенсус» предположительно сплотит патриотически настроенную часть общества (выбив почву у ультрапатриотов), а страх перед нищетой сплотит вокруг власти все патерналистски настроенное население. Любую серьезную оппозицию зачистят через мунфильтр, к тому же есть удобные инструменты вроде ДЭГ и выездного голосования.
Илья Гращенков, политолог