Posted 25 апреля 2022, 08:21
Published 25 апреля 2022, 08:21
Modified 1 февраля 2024, 18:05
Updated 1 февраля 2024, 18:05
Как и предполагалось, иноагентам дадут косметическую поблажку (можно не вешать дисклеймер, когда постите что-то личное в соцсетях), а взамен навесят много новых ограничений. Это следует из проекта закона, который разработчики слили в РБК.
Во-первых, иностранным агентом можно будет стать вовсе без получения иностранных денег. То есть уже даже необязательно получить возврат долга в 500 рублей от соседа, гражданина Узбекистана, чтобы вас признали иностранным агентом. Нужно будет всего лишь оказаться под «иностранным влиянием». «Иностранным влиянием» в том числе будет признаваться воздействие «путем принуждения или убеждения или иными способами» со стороны иностранных органов власти и международных организаций. Как это будет трактоваться и доказываться, непонятно. Вероятно, никак. Просто эксперт Пупкин напишет, что вы явно попали под иностранное влияние, потому что ваши мысли и слова противоречат традиционным российским ценностям.
Кроме того, иностранными агентами смогут признавать коммерческие компании (по факту это и так происходит).
Самое заметное для аудитории — поменяется дисклеймер <…>. Теперь он будет звучать так: «Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента».
Разумеется, никакой речи о том, чтобы освободить физлиц-иноагентов от маркировки, нет. Им разрешат не ставить ее только к сугубо бытовым постам — например, о наряженной елке. Если же иноагент имеет наглость рассуждать об экономике или, не дай бог, политике, то маркировка обязательна.
Иноагентам также запретят быть организаторами публичных мероприятий, заниматься преподавательской и просветительской деятельностью в отношении несовершеннолетних (то есть для любого школьного учителя попадание в реестр будет эквивалентно запрету на профессию). Также нельзя будет производить информационную продукцию для несовершеннолетних и инвестировать в стратегические предприятия (можно ли, например, будет Екатерине Шульман (признана иностранным агентом — ред.) купить акцию «Газпрома»?)
Кроме того, Минюст сможет просить Роскомнадзор блокировать сайты иноагентов, если те нарушают закон, в том числе не используют маркировку. <…>
К некоторым послаблениям можно отнести также то, что в законе пропишут правила выхода из иноагентов. Сейчас ведь этот статус для СМИ просто невозможно снять. Теперь будет можно — либо если вы год не получали иностранного финансирования (и, вероятно, «воздействия»), либо же в течение трех месяцев после попадания в реестр вернули все иностранные деньги. Однако Минюст должен будет определить это в рамках внеплановой проверки, так что все опять на откуп чиновникам. А значит при снятии статуса будут играть роль не столько формальные основания, сколько неформальные обещания.
Кроме того, при включении в реестр Минюст должен будет уведомлять о причинах этого (сейчас такое объяснение можно получить только через суд).
В общем, иноагентов будет больше, их жизнь будет сложнее и увлекательнее.
Дмитрий Колезев, журналист