Posted 22 апреля 2022, 14:55

Published 22 апреля 2022, 14:55

Modified 1 февраля, 18:05

Updated 1 февраля, 18:05

Василий Головнин. О возвращении к закупкам в России речь не идет

22 апреля 2022, 14:55

Продолжает нарастать печальный список японских корпораций, которые приостанавливают или сворачивают дела с Россией.

Одна из самых могучих в мире морских транспортных компаний Mitsui O.S.K. Lines на этой неделе приняла решение прекратить перевозку российского угля, реализуемого по разовым спотовым сделкам. Впрочем, она будет выполнять уже заключенные долговременные контракты до их истечения.

Как сообщило руководство Mitsui O.S.K. Lines, доля спотовых сделок по перевозке угля из РФ очень велика. По его данным, японские компании, включая энергетические корпорации, сейчас в значительной мере прекращают такие закупки в соответствии с курсом правительства на постепенный отказ от российского угля в качестве санкции за Украину.

По данным на 2021 год, на РФ приходилось примерно 11% японского угольного импорта. Россия занимала по этому показателю второе место после Австралии. Кстати, остается надеяться, что Mitsui O.S.K. Lines ограничится углем, поскольку она играет существенную роль в других важных российских проектах. Например, связанных со сжиженным природным газом из Арктики.

Но продолжим список: электротехническая корпорация Toshiba на этой неделе приняла решение приостановить прием новых заказов и инвестиционную деятельность в России. В компании пояснили, что на Россию приходилось около 0,2% от ее общих доходов в минувшем финансовом году.

К настоящему времени более трети действовавших в России японских компаний прекратили или заморозили свою деятельность. Предприятия в России временно остановили, в частности, такие гиганты как Toyota Motor и Nissan Motor, один из крупнейших в мире производителей шин Bridgestone. Были закрыты магазины одежды японского бренда Uniqlo.

Помимо угля, где процесс идет довольно медленно, некоторые секторы импорта из России сворачиваются моментально — например, закупки такого важного ресурса, как калийные удобрения. Это крайне важный товар, он пользуется огромным спросом во всем мире — ну, почти не меньше нефти или природного газа. А вот Япония уже свела к нулю запасы закупавшихся ранее в России калийных удобрений и теперь переключилась на других поставщиков этого очень недешевого ресурса.

Работа по отказу от импорта ведется и в отношении Белоруссии. На нее вместе с РФ приходилась четвертая часть калийных удобрений, которые закупались сельскохозяйственными и торговыми компаниями Японии и всегда пользовались стабильным высоким спросом. Однако в условиях набирающих обороты санкций и нарушения транспортных потоков японские покупатели перестали считать Россию безопасным поставщиком и сумели пока договориться о поставках калийных удобрений (хлористого калия, если быть точным) с Канадой и Иорданией.

Надо пояснить, что Россия и Белоруссия до начала нынешних событий контролировали около 40% производства этих веществ, без которых, говорят, практически невозможно заниматься современным земледелием. Поэтому в Японии предсказывают ужесточение битвы с иностранными конкурентами за заключение контрактов с другими поставщиками, что неизбежно будет вести к росту закупочных и розничных цен, подорожанию сельхозпродукции.

Япония, для справки, полностью импортирует калийные удобрения, своих не имеется. По состоянию на 2021 год 59% из них закупались в Канаде. Затем шла Россия с 16%, Беларусь (10%) и Иордания (5%). На фоне всемирного роста спроса на продовольствие, а теперь еще и украинских боев, цены на калийные удобрения рвутся в небо. По сравнению с ситуацией год назад они выросли в два раза. В два раза! В правительстве Японии, как сообщается, сейчас экстренно чешут в затылке на предмет оказания финансовой помощи национальным производителям земледельческой продукции. Но о возвращении к закупкам в России речь не идет.

Подпишитесь