Posted 19 апреля 2022, 07:03
Published 19 апреля 2022, 07:03
Modified 1 февраля 2024, 18:02
Updated 1 февраля 2024, 18:02
Как и ожидалось, вчера российские банки возобновили продажи наличной валюты населению. Формально мера касается лишь тех долларов и евро, которые они приобрели на рынке за последние полтора месяца, когда обменники работали только на покупку, — но я не думаю, что это станет существенным ограничителем для продаж.
Некоторые банки начали полуофициально продавать валюту сразу после объявления Банка России о предстоящем 18 апреля послаблении, но нынешнее «возвращение к нормальности» позволит окончательно стабилизировать курс (как и требование ЦБ о продаже валюты для внешнеторговых операций с отклонением от биржевого курса не более чем на 2 рубля).
Московская биржа ответила на это небольшим снижением доллара и резким падением евро (он стал более доступен, так как теперь граждане могут снимать с валютных счетов не только доллары) — однако наличный рынок придет к равновесию не сразу (сегодня официальная продажа в Москве открылась по курсам от 82 до 95 рублей, причем самые высокие котировки установили государственные ВТБ и Газпромбанк). На мой взгляд, уже через неделю средний курс продажи может опуститься до 82-84 рублей при сохранении относительно стабильного курса на валютной бирже.
Я уже неоднократно писал о том, что усилия Банка России по регулированию валютного рынка после 24 февраля стали одним из самых больших его успехов за последние годы. Относительная (пусть даже во многом и искусственная) стабильность курса, с одной стороны, создает впечатление устойчивости экономической ситуации, и, с другой, дает основания для снижения инфляционных ожиданий (цены на некоторые товары, резко взлетевшие в начале марта, уже начали корректироваться вниз).
В то же время следует сказать, что монетарная политика, даже самая ответственная, сейчас вряд ли может решить все возникшие в последнее время проблемы.
В 2014–2021 гг. Банк России прибегал к регулированию ставки и применял меры поддержки банковского рынка в условиях ничем не ограниченных внешних экономических связей. В текущей ситуации одного регулирования валютного рынка недостаточно — инфляция может нарастать во II и III квартах прежде всего из-за нарушения цепочек поставок и сложностей в логистике (а также банального дефицита комплектующих иностранного производства).
Эту инфляцию издержек, весьма вероятно, не удастся остановить ни поддержанием устойчивого курса рубля, ни высокими процентными ставками. Здесь придется идти по пути серьезного ослабления государственного контроля над бизнесом, отказа от ограничений конкуренции и в целом экономической либерализации — причем даже эти меры не гарантируют успеха.
В общем, пока стоит признать успех ЦБ, которому удалось противостоять первому удару кризиса так, как, следует заметить, никто от него даже не ждал. Но следующие шаги будут труднее и потребуют гораздо бóльших усилий.
Владислав Иноземцев, экономист, политолог