Posted 16 апреля 2022, 13:49
Published 16 апреля 2022, 13:49
Modified 1 февраля, 18:00
Updated 1 февраля, 18:00
Сейчас стало модным рассуждать о конфликте в «верхах власти» и о том, сможет ли он перерасти в полноценную борьбу. Встает вопрос: кто они, наши политические элиты, и на основании чего собираются продолжать править страной?
Очевидно, что на фоне ухудшения отношений с Западом у финансовых элит пальму первенства хотели бы перехватить силовики. В историческом контексте такие перезагрузки происходили во многих странах в разное время, так что ничего удивительного тут нет. Вопрос только в том, насколько сегодня люди во власти, имеющие влияние на страну, в принципе могут считаться элитой?
Помнится, еще на заре «нулевых» своей институциализацией первыми озаботились именно силовики. В нашем обществе, по духу близком к феодальным порядкам, они представляют служивое сословие, а значит вместе с должностью рискуют потерять и место в верхах. Именно тогда возникла идея о возрождении дворянства и реставрации монархии. Однако эта идея развития не получила, хотя многие служивые успели обзавестись не только гербами, но и рыцарскими титулами.
Конечно, реальная элита — это владельцы капиталов, в нашей системе координат — как бы столбовые дворяне. Но они также вышли из народа, сколотив свои состояния сравнительно недавно в историческом масштабе. Поэтому их родословную призваны были расширить дети — выпускники престижных университетов, члены «лиги плюща» и обладатели всей той атрибутики, характерной для импликации в западную элитную среду.
Собственно, тут и пролегает линия конфликта между двумя не вполне состоявшимися сословными группами. Одни — сформированные по канонам западной цивилизации, но так и не ставшие реальной элитой, т. е. уважаемой народом частью власти. Карго-культ проявился в том, что владельцы сверхсостояний оказались никак не связаны со страной, скорее наоборот — они подчеркнуто дистанцировались от того хтонического княжества, которое являлось источником заработка, но не воспринималось как что-то близкое, требующее заботы. Те же, кто, наоборот, долгое время «держал территорию», контролируя ее силой, утратили понимание того, кому и зачем нужна страна.
И все же кто-то принимает решения по управлению территорией и де-факто выполняет элитные функции, в полном смысле ею не являясь. Приземление страны «газового гиганта» на реальную почву вскоре заставит «верхи» столкнуться с пониманием того, что для управления страной им нужно договариваться с «низами», встречи с которыми они длительное время успешно избегали. Тут появится задел для новой политики и поиска элиты, которая бы отвечала запросу на пересборку государства в новых реалиях. Борьба за это будущее и порождает конфликт в верхах власти, при этом велик шанс, что проиграть в этой борьбе могут все старые группы.
Илья Гращенков, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»