Posted 11 апреля 2022, 10:57
Published 11 апреля 2022, 10:57
Modified 1 февраля, 17:56
Updated 1 февраля, 17:56
Идею об отказе от двухступенчатой системы высшего образования, которая включает в себя бакалавриат и магистратуру, поддержали две трети россиян, показали результаты опроса сервиса SuperJob.
Как преподаватель с 15-летним опытом, осмелюсь высказать мнение на этот счет. Я тоже за отказ от этой системы. И дело не в том, что советская система пяти, а иногда даже шести лет «специалитета» была лучше. Это две разные системы. Болонская предполагает два уровня, но речь идет не о механическом разделении, а именно об уровневом. При таком раскладе должен быть очевиден конечный результат.
И я не о дипломе, а о том уровне знаний и умений, которые должен давать каждый уровень. И главное, чем «нижний» уровень должен содержательно отличаться от «верхнего». А к этому должна быть готова не только вся система, утверждающая, регулирующая и устанавливающая, но и все преподаватели. А это новый подход к учебным программам, литературе, методике преподавания и к еще десяткам таких «мелочей» — сложнейшая и в основном внутренняя работа.
МГУ держался до последнего от чисто механического перехода. Лично мне и многим моим коллегам по журфаку это позволило создать новые и более прагматические программы для бакалавриата, сделать учебник, который хотя и выглядит несколько устаревшим, но вполне живым спустя десять лет. Для себя переработал тестовую систему принятия зачетов и экзаменов, которой был верен с самого начала преподавательской работы. Да и методы преподавания изменил внутри себя и радикально. Причем в условиях ковида делал это еще раз — онлайн и аудитория отличаются радикально. Но я просто не понимаю, чему можно учить в магистратуре, например, журфака, по моей специализации. И чем бакалавр должен отличаться от магистра. Поэтому (и не только поэтому) я пока еще пытаюсь учить гуманитариев экономике, но только в бакалавриате. Искусственно придумать курс для магистров я не смог, да и не хотел.
И одна поучительная история. Одна из моих студенток после нашей специализации специалитета уехала учиться в магистратуру Римского университета. Самого понятия «специалитет» у них не было, и ее диплом воспринимался как бакалаврский. Итальянский язык у этой девочки был на очень высоком уровне, все московские программы были переведены. Когда их увидел ее куратор, местный профессор, то он сразу сказал — это существенно больше, чем наша магистратура. Да, и девочка из России, единственная не итальянка на курсе, с легкостью получала 30+ (высшая оценка) по большинству предметов, не сильно заморачиваясь.
К чему это я? А только к тому, что качество не определяется названием. И обратный, но механический переход от Болонской системы к «советской» ничего сам по себе не решит. Да и прокручивать фарш назад сложнее, чем лепить из него котлеты.
Анатолий Ходоровский, экономист, преподаватель, автор ТГ-канала «ХАМский взгляд».