Posted 6 апреля 2022, 08:29
Published 6 апреля 2022, 08:29
Modified 1 февраля, 17:54
Updated 1 февраля, 17:54
Вчера большинство высших российских чиновников приняли участие в совещании о проблемах сельского хозяйства, собранном президентом Владимиром Путиным. Сама тема явно контрастировала как с внешнеполитической повесткой (где доминировали новости о высылке только из европейских стран 200 российских дипломатов), так и с тревожными новостями с макроэкономического «фронта» (последний индекс PMI вышел на уровне 37,7 пункта в марте против 50,8 в феврале).
Сельское хозяйство, на котором предпочел остановиться президент, выглядит сегодня наименее затронутой санкциями отраслью и по итогам года может оказаться наиболее успешной во всей российской экономике.
Общая канва предлагаемых мер выглядит привычной. Незадолго до совещания в Белом доме приняли решение запретить с 1 апреля экспорт многих видов семян (по ним Россия в последние годы была далека от самообеспечения), а также ввести квоты на экспорт подсолнечного масла и некоторых других продуктов. Власти пообещали аграриям дополнительные меры поддержки на этот год в размере 153 млрд рублей и заявили о несомненном приоритете сельскохозяйственного машиностроения. Причем, как обычно, главными целями ставились продовольственное самообеспечение, доступность продуктов и ограничение роста цен, а условием их достижения — максимальная независимость от внешних поставщиков.
На мой взгляд, мероприятие, несмотря на то, что оно анонсировалось как посвященное проблемам одной отрасли, примечательно участием в нем многих министров, непосредственно не связанных с аграрным сектором, а также ряда губернаторов. Судя по привлеченному к нему вниманию, Кремль пытается нащупать «точки роста» экономики в условиях санкций. Правительство же совершенно резонно предлагает начать с тех сфер, где имеются хотя бы какие-то успехи — так как сегодня становится все очевиднее, что в целом импортозамещение идет крайне медленно, а многие победные реляции не соответствуют действительности. Однако даже в такой ситуации мне кажется, что предложенные меры должны быть более амбициозными и масштабными.
Сельское хозяйство, как мы знаем, во многих странах действительно обеспечивало толчок экономическому росту — но это обычно происходило на ранних этапах модернизации. В России валовая продукция сельского хозяйства сегодня составляет не более 3,5% ВВП, и отрасль, при всей ее значимости, не сможет быть ни локомотивом роста, ни сектором, который может обеспечить значительную дополнительную занятость. На мой взгляд, серьезные сдвиги здесь требуют огромных вложений и, главное, масштабной скупки государством сельскохозяйственной продукции и предложения ее переработчикам по искусственно заниженным ценам (именно на этой основе в ЕС десятилетиями работает единая сельскохозяйственная политика, обеспечивающая долгосрочную ценовую стабильность на потребительском рынке). России пора переходить от «точечных» мер к масштабному реформированию хотя бы одной отрасли — но об этом пока, похоже, речи не идет.
Владислав Иноземцев, экономист, политолог