Posted 31 марта 2022, 07:31
Published 31 марта 2022, 07:31
Modified 1 февраля, 17:50
Updated 1 февраля, 17:50
Британия явила свежий пример того, как связанный с военными действиями в Украине невиданный международный кризис поменял всю внутриполитическую обстановку. Еще в январе — начале февраля положение Бориса Джонсона было крайне шатким из-за череды разоблачений по поводу вечеринок, которые проходили на Даунинг-стрит, 10 и на Уайтхолле во время строгих антиковидных локдаунов в 2020–2021 годах.
Резкое возмущение британского общества действиями правительственных чиновников, которые предписывали жесткие правила поведения всем гражданам, но сами считали возможным цинично игнорировать эти правила, вело к нараставшему бунту против Джонсона внутри его собственной парламентской фракции.
31 января был опубликован частичный отчет внутреннего расследования руководства гражданской службы, в котором признавалось, что кабинет министров и аппарат правительства совершили «грубые просчеты в руководстве». В конце января свое расследование дела с вечеринками начала столичная полиция. Ее детективы занимались выяснением деталей 12 мероприятий, в ходе которых могли быть нарушены антиковидные ограничения. В нескольких из них принимал участие премьер-министр. Полиция разослала официальные вопросники примерно 100 лицам, включая Джонсона. В марте детективы начали опрашивать ключевых свидетелей.
И вот Скотланд-Ярд объявил о том, что выписал 20 штрафов правительственным чиновникам за нарушение обязательных антиковидных ограничений. А также о том, что расследование продолжается и, вероятно, штрафные санкции будут расширены. Наложение штрафов не приравнивается к уголовному наказанию, это санкция за административное правонарушение. Полиция не огласила список оштрафованных лиц. Однако в любом случае это официальное признание того, что закон был нарушен.
В иных обстоятельствах это вызвало бы острейший внутриполитический кризис. Но сейчас реакция оказалась приглушенной. Представитель премьер-министра заявил, что имена чиновников, понесших наказание, скорее всего, не станут известны. Он сообщил, что Джонсона в их числе нет, но если позже ему будет выписан штраф, об этом будет объявлено. При этом он не ответил на вопрос, должен ли будет Джонсон в таком случае сложить полномочия.
Вчера в Палате общин во время ответов премьер-министра на вопросы депутатов лидер лейбористов Кир Стармер обвинил Джонсона в том, что тот вводил парламент в заблуждение, неоднократно заявляя об отсутствии нарушений антиковидных правил. Стармер вновь призвал премьера уйти в отставку. Однако на этот раз, при отсутствии открытой критики изнутри своей фракции, Джонсон держался увереннее. Он заявил, что полиция продолжит вести расследование, «а мы тем временем будем продолжать свою работу». Никаких новых извинений с его стороны не последовало.
Обретенная Джонсоном уверенность связана с тем, что центр общественного внимания теперь перенесен на российскую военную операцию в Украине и британский ответ на нее. В сравнении с катаклизмом, разворачивающимся в Восточной Европе, скандал с вечеринками утратил свою остроту. Решительные действия и заявления британского премьера, включая жесткие санкции против российских чиновников и олигархов и поддержку Украины вооружениями, встречают широкую поддержку в обществе и в рядах Консервативной партии. Депутаты-тори, находившиеся в открытой оппозиции к Джонсону, считают, что сейчас не время для внутрипартийных разборок. Так что даже если премьеру будет выписан штраф, в ближайшей перспективе его положению ничто не угрожает.
Александр Ивахник, политолог — для ТГ-канала Bunin&Co