Posted 29 марта 2022, 12:08
Published 29 марта 2022, 12:08
Modified 1 февраля, 17:49
Updated 1 февраля, 17:49
В 2014+ годах санкции были в меру беззубыми и тормозили российскую экономику слабее, чем «антисанкции». Последние работали буквально как выстрел себе в ногу, но были полезны для режима тем, что готовили страну к существованию в модусе автаркии. Еще сильнее работал на ухудшение ситуации в экономике рост российских рисков вследствие агрессивной политики Кремля, сделавший российские активы «токсичными», а сделки с контрагентами из РФ — высокорискованными.
Сейчас санкции намного более острые. Но Европе, естественно, трудно решиться на главный шаг — запрет покупки российских энергоресурсов. И вот тут Кремль зачем-то решил помочь в этом бывшим европейским партнерам, настаивая на оплате энергоресурсов рублями. Зачем? Понять это невозможно.
Как для продавцов, так и для покупателей нефти и газа этот шаг только увеличивает издержки (экспортерам в конечном счете нужна иностранная валюта, а импортерам удобнее расплачиваться ею). Вообще, деньги в данном случае — лишь посредник в обмене экспортируемых сырьевых товаров на технологии и потребительский импорт. Для сбережений рубль с его высокой волатильностью и инфляцией тоже подходит плохо.
В чем же логика? Кажется, единственное, чего можно добиться требованием платить за нефть и газ рублями — это подтолкнуть европейских партнеров перейти к альтернативным вариантам импорта. Получается, это еще один выстрел в ногу — уговорить вечно колеблющихся и сомневающихся европейских политиков и бизнесменов перейти к фактическому бану российского сырьевого экспорта. Зачем???
Борис Грозовский, обозреватель