Posted 16 марта 2022, 14:58
Published 16 марта 2022, 14:58
Modified 1 февраля, 17:40
Updated 1 февраля, 17:40
По понятным причинам всем внезапно стало не до коронавируса, хотя сам он при этом никуда не делся. На фоне снятия ограничений во многих странах количество как заболеваний, так и смертей, как минимум в некоторых возрастных группах, пошло вверх — или хотя бы не ушло вниз. Но в целом народ глобально расслабился, тем более весна, солнышко, да и что делать, если новых прививок под «омикрон» все равно нет. Точнее, их разработали, но они не слишком эффективны.
Кроме того, многие по-прежнему уверены, что ковид — это нечто вроде тяжелого гриппа, и рады, что мир наконец-то отходит от коронавирусной истерии.
Однако новая работа в The Lancet показывает, что реальный эффект от коронавирусной пандемии намного больше тех цифр, которые мы видим в официальной статистике. Авторы исследования, используя данные по избыточной смертности в разных регионах мира, хитрые статистические методики и шесть различных моделей, предсказывающих ожидаемую смертность в этих регионах, если бы ковида не было, постулируют, что из-за коронавируса и последствий пандемии в общей сложности умерли около 18 миллионов человек. Общепринятая оценка смертей от ковида на сегодня составляет 6 миллионов человек. Иными словами, не будь коронавируса, эти 18 миллионов человек сегодня были бы живы.
В среднем по миру (точнее, по 74 странам, данные из которых использовались для анализа) избыточная смертность составила 120 человек на каждые 100 тысяч. Однако в 21 государстве эта цифра в 2,5 раза выше — 300 человек на 100 тысяч. Самая высока избыточная смертность — 512 человек на 100 тысяч — наблюдалась в некоторых регионах Латинской Америки, Восточной Европе — 345 человек на 100 тысяч, центральной Европе — 316 человек на 100 тысяч и Африке южнее Сахары — 309 человек на 100 тысяч. В России, по оценкам авторов работы, основанных на официальных данных, избыточная смертность составила 374,6 человека на 100 тысяч. По абсолютному числу смертей, связанных с коронавирусом, Россия с официально умершими 1,07 миллионами на третьем месте после Индии (4,07 миллиона) и США (1,13 миллиона).
Сколько из этих дополнительных 12 миллионов смертей вызваны непосредственно SARS-CoV-2 и осложнениями от ковида, а сколько — так сказать, сопутствующие смерти, collateral damage, возникшие из-за изменения жизни в пандемию, — неясно. В некоторых развитых странах, где хорошо налажен сбор статистики, например, в Бельгии или Швеции, практически все избыточные смерти двух последних лет оказались связаны именно с самим коронавирсуом. В развивающихся и бедных странах количество прямых и непрямых жертв подсчитать сложнее из-за плохого сбора статистики и недодиагностики. Но очевидно, что в таких странах любое ухудшение условий жизни будет приводить к дополнительным смертям, так как системы здравоохранения и жизнеобеспечения в целом неустойчивы и легко ломаются даже от небольших шоков, не то что от такого удара как ковид.
Но как бы то ни было, 18 миллионов — это много. Столько же в 2019 году умерло от сердечно-сосудистых заболеваний, первой причины смертей во всем мире. Рак, вторая причина, убил в 2019 году больше 10 миллионов. Но ковид унес 18 миллионов жизней в дополнение к тем, кто и так бы умер. Целый большой мегаполис трупов. А так-то да, просто очередная простуда.
Ирина Якутенко, научный журналист, биолог