Posted 12 марта 2022, 16:01
Published 12 марта 2022, 16:01
Modified 1 февраля, 17:37
Updated 1 февраля, 17:37
Когда в Токио говорят о новых санкциях против Москвы, то, конечно, думают в первую очередь о нефти и сжиженном природном газе (СПГ) — это основа основ российского экспорта в Японию. Конечно, есть еще лес, морепродукты, металлы, зерно. Но нефтегаз, повторимся, — основа основ. И решения на этом фронте товарищам в Токио принимать очень трудно.
Как я уже сообщал, объявление британского гиганта «Шелл» о выходе из проекта «Сахалин-2» по производству СПГ ставит в очень непростое положение двух других иностранных акционеров этой структуры — японские торгово-инвестиционные корпорации «Мицуи» и «Мицубиси». Им очень не хочется оттуда уходить — и это мнение в целом разделяют и японское правительство, и японский бизнес в целом. Потому что сахалинские проекты необычайно удобны и выгодны нашим островным дальневосточным соседям.
«Сахалин-2» производит в год 10 млн тонн СПГ. Из него 6 млн на основе долгосрочных контрактов закупают японские энергетические и газовые компании. Т.е. этот проект в значительной мере эксклюзивно работает на Японию. Он покрывает почти 9% национального потребления СПГ. Это немало, и уход из этого проекта создает дыру, закрыть которую непросто. Не будем уже говорить о том, что Сахалин — это буквально через пролив от самого северного японского острова. Это близко, это минимальные транспортные издержки.
Страны Евросоюза сейчас наращивают закупки СПГ, лихорадочно стремясь сократить газовую зависимость от России. Именно с ними придется драться за право купить сжиженный газ на свободном спотовом рынке. За газ для компенсации ухода с «Сахалин-2» придется платить, возможно, в пять раз больше, чем по длительным контрактам с этого проекта, свидетельствуют японские расчеты. Полный выход из «Сахалин-2» потребует от японских компаний дополнительных расходов порядка 1 трлн иен — более $8,5 млрд в год. Это скажется на внутренних ценах на электроэнергию и бытовой газ. А этого не хочет допустить правительство — ведь избиратели начнут ворчать!
Есть и неприятные стратегические расчеты: «Сахалин-2» — единственный проект по производству СПГ на Дальнем Востоке. В Токио руководители организаций бизнеса уже говорят открыто — уйдем мы, наше место тут же в один скачок займут китайцы. Мы покинем «Сахалин-2» из моральных соображений, но это не нанесет удара по Москве, поскольку потерю доходов ей возместит Пекин. И, к тому же, это приведет к дальнейшему стратегическому объединению РФ и КНР — а нам это надо?
Короче, трудные размышления ведут сейчас ответственные товарищи в Токио, но, похоже, от движения в сторону усиления санкций они отказываться не будут. Хотя, думаю, меры по нефтегазу будут откладывать до конца.
Василий Головнин, журналист