Posted 9 марта 2022, 16:07
Published 9 марта 2022, 16:07
Modified 1 февраля, 17:35
Updated 1 февраля, 17:35
Финансовая система России готовится к турбулентности, которую не испытывала еще никогда. Агентство «Fitch» присвоило России рейтинг «дефолт неизбежен». Некоторые аналитики предлагают взять за основу ситуацию 1998 года и «помножить ее на три», кто-то считает, что происходящее больше похоже на 1989 год, когда все прежние связи рухнули в один миг. Поэтому прогнозировать ситуацию тяжело, Россию ждет встреча с неизвестным.
Подобного витка финансовой нестабильности в истории современной экономики еще не было. Изоляция России от внешних рынков, вкупе с потерей части запасов ЦБ, неготовность экономики к новым условиям существования — все это создает «идеальный шторм». Есть сторонники возврата к плановой экономике СССР и отказа от рынка, есть наоборот, противники госкапитализма. Пока что драйвером временной стабилизации стал ЦБ РФ, который сделал лишь один шаг — запретил покупать наличный доллар и евро, а также начал «пылесосить» рынок для забора наличной валюты.
Частично ситуацию можно было бы сравнить с международными санкциями против Югославии, а затем Сербии под руководством Милошевича. Санкции вызвали глубокий кризис, по национальному доходу на душу населения СРЮ стала приближаться к уровню слаборазвитых стран Азии и Африки. Отсутствие сырья, запчастей и рынков сбыта заставило прекратить деятельность или перейти на минимальный режим работы значительное количество предприятий страны, более 1 млн человек были отправлены в вынужденные отпуска. Уровень промышленного производства упал втрое. Темпы гиперинфляции составили 1 млн процентов, а цены выросли в 3586 раз. Средняя зарплата в Югославии опустилась ниже шести долларов. Правительством было введено нормированное распределение продуктов, предметов первой необходимости. Спустя месяц после введения санкций остановили работу до 40% предприятий общественного сектора. Парламент принял ряд законов, по которым правительство лимитировало заработную плату работающих граждан и заморозило цены на 50% товаров.
Илья Гращенков, политолог