Posted 9 марта 2022, 13:59
Published 9 марта 2022, 13:59
Modified 1 февраля, 17:35
Updated 1 февраля, 17:35
После объявления Вашингтона об отказе от импорта российской нефти правительство Японии еще более усиленно стало размышлять на эту тему, изучая позиции других союзников США. Лондон, как известно, намерен последовать американскому примеру до конца года, у Евросоюза позиция более сложная.
Токио не рвется к отказу от российской нефти, к которой привыкла часть местного бизнеса — хотя и небольшая. Присоединение к мерам США заставит искать новых поставщиков и, скорее всего, переплачивать. В результате, как сообщал один из комментаторов в Токио, в правительстве немало тех, кто настороженно относится к перспективе последовать за Вашингтоном и тоже ввести эмбарго.
Японский премьер Фумио Кисида сегодня в связи с этим сказал журналистам: «Президент Байден пошел на запрет закупок нефти в России с осознанием того, что многие союзники не смогут присоединиться к такой мере». Премьер пообещал подходить к этому вопросу на основе обеспечения энергетической и общей безопасности страны в сотрудничестве с другими странами «семерки».
Вообще-то речь не идет об огромных объемах — на Россию приходится всего 3,6 процента японских закупок нефти. По сравнению с 39,7 процентами у Саудовской Аравии это, конечно, ерунда. Однако в Токио очень ценят баланс в закупках, где и без того на Ближний Восток приходится непропорционально много. Да и вообще — неохота обременять влиятельный энергетический бизнес новыми проблемами накануне крайне важных выборов в верхнюю палату парламента в июле.
Короче, как говорят в Токио, Япония вряд ли прямо завтра присоединится к нефтяным санкциям США. Она намерена успокоить американцев тем, что вносит вклад в стабилизацию цен на энергетическом рынке, выбрасывая на него нефть из своих стратегических запасов. Однако, как говорят знающие люди, при новом обострении ситуации или ее затягивании нельзя исключить того, что и Японии придется пойти на присоединение к эмбарго.
В частности, министр экономики, торговли и промышленности Коити Хагиуда сегодня уже многозначительно заявил в парламенте о том, что «обстановка, возможно, потребует от нас дальнейших решений».
Для справки: США включили в сферу эмбарго не только нефть, но также российский уголь и сжиженный природный газ. У Соединенных Штатов в импорте нефти и нефтепродуктов на Россию приходится 7,9 процента. Евросоюз в своих закупках нефти на 25,7 процента зависит от РФ.
Василий Головнин, журналист