Posted 6 марта 2022, 06:50
Published 6 марта 2022, 06:50
Modified 1 февраля, 17:33
Updated 1 февраля, 17:33
Меня в последние три дня не отпускают мысли о том, на каком же дне с точки зрения технологий окажется российская (и белорусская) промышленность.
Своего станкостроения — нет. Опыта изготовления высокотехнологического инструмента и программного обеспечения для работы автоматических линий и комплексов — нет, или он покрывает потребность в очень узких сегментах. Ни один российский агрегат, комплекс или прочая единица машиностроительной продукции ныне не обходится без значительного процента импортных деталей, устройств, лаков, красок, стекла, пленок.
Когда Симоньян по телевизору предлагает конфисковать у западных компаний их автомобильные заводы и выпускать продукцию, наплевав на патенты, — она, видимо, честно не понимает, что как минимум 40% автомобиля, включая электронику, приезжает в РФ из ЕС.
Так же и со всем остальным, начиная от поездов и самолетов, заканчивая, условно, холодильниками.
В СССР всегда было слабое моторостроение (не по всем, но по многим направлениям), но за 30 лет его же добили. А без движителя оно ж не работает. Без электрики и электроники от «Боша» и «Сименса» — тоже, будет просто макет в натуральную величину. Без химии высокой степени очистки — тоже не обойтись в производстве чего угодно, а она также вся идет с Запада. Даже лекала для изготовления упаковки продуктов — тоже западные.
И на Китай тут никаких надежд. Да и зачем ему, подставляясь под санкции, поставлять в РФ промышленную электронику? Покупайте китайские автомобили и холодильники в обмен на нефть и лес — так и живите. Зачем вашу армию усиливать — наоборот интерес в том, чтобы она послабее была, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири.
Если оно так пойдет, как идет, в РФ встанет почти все промпроизводство и значительная часть транспорта. Самолеты, «Сапсаны» — понятно, идут лесом сразу, но у меня вопрос: в какой степени железнодорожники вообще смогут поддерживать и обновлять вагонный парк.
Все это приведет к неизбежным социальным последствиям, которые легко просчитываются…
Николай Митрохин, социолог, историк, публицист