Posted 1 марта 2022, 13:43
Published 1 марта 2022, 13:43
Modified 1 февраля, 17:30
Updated 1 февраля, 17:30
В Евросоюзе приняли заявку Украины на членство. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что в ближайшее время эта заявка будет удовлетворена. Это кардинально поменяет расклад сил в Украине.
Вопросы прекращения военной операции, боевых действий или полноценной войны (можно называть как угодно) в таком случае будут в прямом ведении Евросоюза. Сейчас все-таки ситуация иная, хотя у нас очень любят говорить, что Зеленский — марионетка и не самостоятелен. Безусловно, в этом есть своя логика и правда. Но дело в другом.
Дело в том, что с точки зрения дипломатии и политико-правовых институций ситуация после вхождения Украины в Евросоюз кардинально поменяется. В таком случае изменится ландшафт. И тут не хочется шутить про то, как Россия помогла Украине войти в Евросоюз. Уже пишут, что часть замороженных активов России США могут потратить на восстановление экономики Украины.
Вчерашний день показал, что переговоры идут. Каким бы «недостаточно статусным» на них не был состав — очевидно, стороны координируются напрямую руководством своих стран. Это внушает некоторый оптимизм.
Вчера ВЦИОМ разослал многим экспертам результаты социологических исследований, в том числе и массив данных: почти 70% опрошенных, скорее, поддерживают операцию в Украине. Время критики официальной социологии прошло: про ее состояние мы знаем слишком хорошо. Но сейчас нужно понимать: ВЦИОМ если и ошибся, то ненамного. Это подтверждают имеющиеся у меня данные закрытой социологии.
Большинство действительно поддерживают эту спецоперацию. Это эффект и пропаганды, и формирования общественного мнения, и патриотизм. Феномен требует отдельного изучения: тут сложная палитра факторов. Но! Нужно понимать, что через неделю-две поменяются две вещи: Евросоюз примет Украину в свои ряды, а социология в российском обществе существенно изменится. Это две важнейших детерминанты, которые говорят в пользу прекращения боевых действий уже на этой неделе. Вполне возможно, российское руководство возьмет курс на борьбу до полной капитуляции. Я даже допускаю, что это будет поддержано российским обществом, хотя думаю, что нет.
Я же уверен, что ситуация детерминирует необходимость скорейшего завершения боевых действий и поиска компромиссов. Это крайне труднодостижимая задача, но другого пути нет.
Дмитрий Михайличенко, политолог, доктор философских наук — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»