Posted 25 февраля 2022, 13:19
Published 25 февраля 2022, 13:19
Modified 1 февраля, 17:27
Updated 1 февраля, 17:27
Одиночество Украины, о котором говорит Зеленский, действительно имеет место. Поэтому создается ощущение, что существовали какие-то договоренности, еще до начала спецоперации. В итоге все произошло по известному заранее сценарию. Однако помощь Украине ограничилась лишь поставками не слишком большого числа довольно устаревшего вооружения.
Принятое российскими властями решение будет иметь длительные последствия, а значит, должен быть презентован некий «образ будущего», т. е. видение того, как мы планируем существовать в XXI веке. Пока очевидно, что речь идет о некоем глобальном противостоянии с коллективным Западом, а значит, страна вновь рискует погрузиться в пучину холодной войны и стать «осью зла» для остального мира. Только на этот раз причиной отчуждения будет являться не социалистическая идеология.
Учитывая, что мы живем в постиндустриальную эпоху, последствия изоляции для РФ могут быть гораздо более ощутимыми, чем в XX веке. Нарушая технологические и торговые цепочки, страна вынужденно выключится из мирового прогресса, что может привести к отставанию и уходу на периферию мировой экономики. В этом смысле надежды на поиск замены Западу, например, в лице КНР, кажутся чересчур оптимистичным ожиданием. Пока Китай является альтернативой, его поведение соответствует этой конкурентной стратегии, но как только он станет монополистом, его подходы могут резко измениться. Прочие рынки, вроде АТР, Индии, Африки и Южной Америки, также частично завязаны на Запад и вряд ли могут претендовать на статус полноценных замещающих площадок.
Что касается планов по выживанию на базе собственных «идей чучхе», о которых ранее говорил Зюганов, приводя в пример Кубу и Северную Корею, то серьезно относиться к нему нельзя. Все-таки их уровень жизни, да и размер территорий явно не соответствуют нашим масштабам, поэтому будем считать заявление коммуниста троллингом. Остается еще одна надежда — постепенное замирение с ЕС и США, на фоне утверждения правил нового миропорядка, где РФ наконец-то получит достойное место в «клубе сильных». Собственно, попытка Путина воссоздать мини-СССР — это как раз тот реванш, который должен был бы повернуть время вспять и позволить пересмотреть результаты «холодной войны». Однако именно в этом свете заход в Украину выглядит западнёй, так как финансово, управленчески и даже идеологически наша власть не очень-то готова к тому, чтобы забрать эти территории и обеспечить на них мир и порядок.
Вероятно, речь идет о восстановлении статус-кво до 2014 года, когда Украина считалась сферой интересов РФ и ее руководство было относительно пророссийским. Тогда в будущем, хотя бы теоретически, возможен вариант интеграции по принципу СГ с Белоруссией. Этот вариант сейчас подтверждает и Зеленский в своем монологе об одиночестве и готовности к послевоенным переговорам. Однако вопрос о совместном образе будущего на всем постсоветском пространстве после этого встает еще более остро.
Илья Гращенков, политолог