Posted 17 февраля 2022, 11:50
Published 17 февраля 2022, 11:50
Modified 30 марта, 08:21
Updated 30 марта, 08:21
Война, слава богу, так и не началась. Байден и американские медиа себя окончательно дискредитировали?
Лучше всех всех эту партию, которая уже звучит из всех утюгов, исполнила уважаемая мной Ксения Собчак:
«На фоне этого кризиса, вот этой реальной истерии в американских газетах, заявлений Байдена „Война точно 16-го“, Зеленского („Война? Так давайте вывесим флаги и наденем ленточки!“) Путин выглядел очень зрелым, адекватным политиком… Уровень чуши вокруг 16-го числа был таков, что лучшей пиар-компании России не придумаешь».
Предсказуемо, что мои коллеги в кавычках и без изучают «реакцию на реакцию» и в очередной раз смещают акценты с главного: делает ли новая «игра Путина» мир безопаснее, а Россию сильнее и самодостаточнее?
Ответ, на мой взгляд, очевиден, но сейчас несколько важных соображений по поводу «истерики» и «несбывшихся прогнозов».
Ровно такие оценки сейчас больше всего нужны российскому истеблишменту, поскольку они хоть в какой-то степени спасают в глазах соотечественников лицо Кремля, потратившего миллиарды на «спецоперацию» по демонстрации силы и ничего серьезного ни от Запада, ни от Украины пока не получившего. Если, разумеется, не считать достижением разговоры с европейскими политиками за длинным столом и с Байденом по телефону.
Истерика и нагнетание начались в российских СМИ. Американские со своей стороны просто «приняли эстафету» и «сели на повестку». При этом в американских телепрограммах никто ни к войне, ни, скажем, к атаке на Крым или Донбасс даже близко не призывал, а в эфирах звучали самые разные мнения, включая критику Байдена и Госдепа и апологетику позиции России (смотри посты той же Симоньян).
Американские медиа сами по себе никакой войны никому не обещали. Они делали ровно то, что должны делать медиа — публиковали заявления Байдена, его помощника по нацбезопасности Салливана, информацию от источников в разведке, минобороны, мнения экспертов. Я не видел ни одного заявления, где бы кто-либо говорил, что «война начнется точно». «Война МОЖЕТ начаться в любой момент», «Названа дата вероятного вторжения», «Русские могут войти уже до окончания олимпиады», «Вторжение может состояться 16-го» и так далее.
Поэтому вопрос не к медиа, а к их источникам, прежде всего — к американским политикам и лично к Джо Байдену.
Зачем столь активно «нагнетали» и предупреждали Байден и его помощники — действительно интересно. Понимали ли, что в случае, если войны не будет, получат «за истерику» по полной от коллективной Ксении Собчак? Думаю, прекрасно понимали. Были на 100 процентов убеждены, что Россия введет войска? Вряд ли, в политике и дипломатии никогда ни в чем нельзя быть уверенным на 100 процентов. Тогда зачем?
Один из вариантов ответа мне озвучил приятель-американский журналист еще в начале февраля (возвращаемся к тому, с чего начали):
«Это может помочь Кремлю сохранить лицо после того, как прозвучит команда „отходим“. Российские пропагандисты бросятся высмеивать Байдена, его команду и американские СМИ за истеричность и алармизм. На этом фоне Кремль будет выглядеть более чем достойно. Ну и прекрасно. Байден может себе это позволить. Зато, если все эти „крики“ смогут хоть немного снизить вероятность вторжения — значит, уже не напрасно кричали».
Этот ответ мне представляется разумным еще и потому, что, как прелестно сформулировала никто иная как Маргарита Симоньян, «Начальник никогда не работает по чужому расписанию. И не делает того, к чему его подталкивают. Тем более из-за речки. Это аксиома».
Его «подталкивали» — он не «подтолкнулся». Все молодцы. Включая Байдена, американские медиа и, разумеется, Маргариту, Марию и примкнувшую к ним Ксению.
Сказав это все, замечу: у всех свое «расписание». Ультиматум России отвергнут, никаких гарантий по теме «Украина вне НАТО» никто не дал. Законопроект о признании Донбасса лежит в Кремле. Войска не отведены, на этот счет по-прежнему приходят противоречивые сообщения. Выдохнуть, конечно, можно, главное не забыть снова вдохнуть. Помнить, что, как говорят буддисты, все может произойти всегда и в любой момент, такова жизнь. И, разумеется, продолжать дышать. Желательно, ровно.
Станислав Кучер, журналист