Posted 9 февраля 2022, 15:57
Published 9 февраля 2022, 15:57
Modified 1 февраля, 17:16
Updated 1 февраля, 17:16
Начавшаяся в Пекине зимняя Олимпиада самым неожиданным образом привела к всплеску антикитайских настроений в Южной Корее, где к гигантскому соседу многие вообще относятся без особой любви. Причиной стала церемония открытия Игр 4 февраля, когда в составе делегации КНР на стадион вышли (чисто в советском казенном стиле) 56 человек, облаченных в традиционные костюмы малых и больших народов, населяющих Китай.
Среди них была и прелестная девушка в чима-чогори, корейском женском наряде, сочетающем блузу-жакет с высоко подвязанной юбкой. Справедливости ради нужно сказать, что в КНР есть автономный округ с преимущественно корейским населением. Которое и представляла девушка в бело-розовом наряде.
Однако ее появление вызвало бурю в социальных сетях Южной Кореи. «Китайцы крадут и используют наш национальный костюм! Это непозволительное присвоение чужой культуры», — такими фразами пестрели возмущенные посты. Резкую редакционную статью поместила по этому поводу «Сеул синмун» — старейшая газета Южной Кореи. Газета «Хангере синмун», близкая к правящей партии, выразила возмущение намерением Пекина манипулировать корейской культурой и представить ее частью достояния Китая.
Конфликты такого рода, кстати, не новость — в прошлом году социальные сети уже кипели возмущением по поводу очень популярного блогера из КНР. Тот представил рецепт квашения капусты и назвал это китайским блюдом. При этом демонстрировал святыню корейцев — квашеную капусту кимчи. Это основа основ национальной кулинарной культуры, посягательства китайцев на нее воспринимаются как невероятное оскорбление.
Проблемы, кстати, куда глубже квашеной капусты: в КНР все более заметно вообще отрицают самостоятельность истории Кореи как таковой, что бросает тень на базисные ценности ее нынешней независимости. В частности, первое корейское национальное государство Когурё пекинские исследователи в последние годы подают как некую форму местного самоуправления в рамках общего китайского государства. В историческом отношении Корею молчаливо или почти открыто рассматривают просто как национальную окраину Китая.
Это вызывает соответствующую реакцию: близкий к правительству Южной Кореи сеульский Институт объединения в декабре 2021 года опубликовал данные социологического исследования по поводу того, какие страны население воспринимает как наибольшую угрозу. 71,9 процента опрошенных на первое место поставили Китай. Второй шла Япония с куда более скромным показателем в 21,1 процента.
История с девушкой на открытии пекинской Олимпиады приобрела уже заметное внутриполитическое звучание — социологи предсказывают, что она может оказать воздействие на исход предстоящих в марте выборов президента Южной Кореи. Скандал подрывает позиции кандидата от правящего лагеря во главе с уходящим в отставку нынешним главой государства Мун Чжэ Ином, которого считают слишком благосклонно относящимся к Пекину. По данным исследований, результат голосования во многом зависит от позиции еще неопределившихся избирателей в возрасте до 40 лет. А именно среди них, как полагают, особо сильны антикитайские настроения, что может усилить перспективы кандидата от консервативной оппозиции, выступающей за более крепкий союз с США и настороженное отношение к КНР.
Василий Головнин, журналист