Posted 28 января 2022, 11:36

Published 28 января 2022, 11:36

Modified 30 марта, 08:22

Updated 30 марта, 08:22

Константин Сонин. Регулирование криптовалют

28 января 2022, 11:36

Дискуссия о регулировании криптовалют в России ведется в основном вокруг темы полного запрета, причем по очень узкому поводу — потому что криптовалюты используются для невидимых государству транзакций. Поскольку часть из них — нелегальная, правоохранительные органы хотели бы просто перекрыть этот канал. А вот в Америке вопрос скорее другой: не нужно ли ввести регулирование, чтобы защитить широкую публику от возможных потерь?

Регулирование, защищающее массовых инвесторов от слишком рискованных активов, сравнительно новое, ему около ста лет, и не вызывает сейчас особенных споров. До ХХ века считалось, что не надо защищать инвесторов и вкладчиков от возможных потерь — из-за воровства тех, кто выпускал акции, облигации или брал вклады, или, без воровства, из-за выбора слишком рискованных стратегий. Обворовали — обращайся в суд, это работало, слишком сильно рискнул — надо было лучше выбирать, куда вкладывать деньги. Этот принцип — самой надо смотреть, куда инвестируешь — и сейчас применяется в США, но к крупным инвесторам, от миллиона долларов. Этих инвесторов не защищают с помощью регулирования. Но вот если у фирмы есть мелкие инвесторы, то те, кто актив продают, должны отчитываться, нести ответственность, делать резервы (у банков на вклады) и т. п. То есть регулируются.

У регулирования простая политэкономия. Если инвесторов, которые потеряли деньги, немного, то им можно сказать — «идите в суд» или «надо было лучше смотреть, куда вкладываешь». Но если их много, миллионы, то они говорят тем, кто говорит им «надо лучше смотреть»: «нет уж, мы лучше изберем таких политиков, которые отнимут все у тех, кто на нас нажился». И избирают. Или, если выборов нет, устраивают революцию. Раджан и Зингалес в своей книге «Защита капитализма от капиталистов» так говорили: регулирование, защищающее мелких инвесторов, защищает от будущих разгневанных избирателей.

Криптовалюты — актив с растущей популярностью. Осенью общая стоимость криптовалют была 3 триллиона долларов, сейчас стала примерно 2 триллиона. Нелегальные транзакции — лишь маленькая доля (именно поэтому полный запрет на криптовалюты по этой причине выглядит странно). Технология, по которой криптовалюты сделаны, очень продвинутая, но сами криптовалюты — это чисто спекулятивный актив. По экономическому смыслу похожи на золото — ценность состоит в значительной степени в том, что оно нужно большому количеству людей, а новый выпуск ограничен. Но, так же как и в случае с золотом, расходы на использование велики — если вы храните свои сбережения в золоте, то много теряете, по сравнению с обычными деньгами, во время транзакций. Как и у золота, у криптовалют есть много фанатов — среди прочего, верящих, что правительство может обесценить деньги, печатая новые, но не сможет обесценить биткоины. (При этом они верят, что правительство устроит гиперинфляцию, но как-то сумеет поддерживать интернет и прочую инфраструктуру в порядке, чтобы биткоин работал.)

В старые времена правительства боролись бы с биткоином, потому что «вторые валюты» снижают возможности правительства проводить денежную политику. Если в стране все хранят сбережения в долларах, у ЦБ мало шансов стимулировать экономику, когда это нужно, выпуская рубли. Однако сейчас вторых валют стало много — можно сберегать в евро, можно в швейцарских франках, можно в юанях, так что криптовалюты — просто очередной актив из многих.

Покупают криптовалюты разные люди. Например, «свидетели золота», переключившиеся на криптовалюты, потому что им кажется, что это защищает их от всепроникающей руки правительства. Я не говорю, что это совсем нерационально — тридцать пять лет назад российское (тогда ещё советское) обесценило сбережения, устроив печатание денег с 1989-го и повышение (тогда фиксированных) цен в 1990-м. Те, у кого было золото или валюта (незаконно), были правы. Но в целом, конечно, те, кто держат деньги в золоте много платят за страховку от экстремального риска, а защищают ли от этого риска криптовалюты, никто не знает. Но главные покупатели криптовалют, как всякого спекулятивного актива — те, кто надеется разбогатеть, когда он подорожает. Ну и, наконец, те, кто зарабатывает на неоправданном оптимизме остальных.

Вопрос — кто эти инвесторы в криптовалюты? Про Россию я не видел никаких данных, а про Америку — опрос NORC показывает, что инвесторы массово молоды, необразованы и бедны. Не «в основном», не все, но есть большая доля как раз тех инвесторов, которые являются целевой аудиторией разного рода модных инвестпродуктов и финансовых манипуляций. Как раз тех, на защиту которых в случае фондового рынка создавалось когда-то современное регулирование.

Подпишитесь