Posted 12 января 2022, 14:17
Published 12 января 2022, 14:17
Modified 9 декабря 2024, 15:32
Updated 9 декабря 2024, 15:32
История с решением о быстром выводе сил ОДКБ из Казахстана возродила старый тезис о неблагодарности стран-партнеров в отношении России. В рамках простой схемы Россия (причем вне зависимости от политического строя и идеологии) бескорыстно помогает другим странам, а те, лукавые, презлым платят за предобрейшее, если процитировать царя Ивана Васильевича из пьесы Булгакова и фильма Гайдая. Вот и Казахстан не хочет сохранения российского военного присутствия на своей территории.
На самом деле, при ближайшем рассмотрении ключевой недостаток этой схемы — в отказе учитывать фактор интересов, который присутствовал у всех участников конфликтов, вызывавших разочарования. Франц Иосиф, не поддержавший Россию в Крымскую войну, прекрасно понимал, что Николай I помог ему подавить венгерское восстание не из альтруизма, а из опасения, что в случае успеха оно перекинется на Польшу (среди генералов венгерской армии были польские эмигранты Дембинский и Бем). А продвижение России на Балканах, которое начал Николай, никак не соответствовало интересам Австрии — отсюда и австрийский ультиматум о выводе русских войск из Дунайских княжеств.
«Братушки» болгары впервые поссорились с Россией в 1885 году, когда после восстания произошло объединение Болгарии и Восточной Румелии в нарушение Берлинского трактата, согласно которому Восточная Румелия была автономной частью Османской империи. Россия из внешнеполитических соображений была против этой акции и начала готовить свержение вышедшего из-под контроля князя Александра Баттенберга. Интересы России и болгар, совпавшие в 1877–1878 годах (Россия продвигалась к Константинополю, болгары боролись за независимость), разошлись таким образом уже через несколько лет.
Иосип Броз Тито по-человечески был благодарен Сталину за свое спасение от гибели в 1944 году, когда советские самолеты вывезли его из окружения. Но при этом альтернативы у Сталина не было — гибель Тито и его окружения вела бы к усилению позиций четников, к тому времени совершенно неприемлемых для СССР. И когда Сталин попытался напрямую контролировать ситуацию в Югославии, Тито стал сопротивляться, отстаивая и суверенитет своей страны, и собственную власть.
Все сказанное выше не означает, что Россия была всегда неправа, а «лукавые» союзники были образцами добропорядочности — такая трактовка была бы другой крайностью, столь же далекой от истины. Для того, чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. И больше обращать внимание на интересы — кстати, в случае с операцией ОДКБ такие интересы есть не только у России и Казахстана, но и у других стран — членов организации (и вряд ли Пашинян и Жапаров были бы сторонниками длительной операции). А также у внешних игроков — в первую очередь, Китая и Турции.
Алексей Макаркин, политолог