Posted 30 декабря 2021, 11:24
Published 30 декабря 2021, 11:24
Modified 30 марта, 08:22
Updated 30 марта, 08:22
Закрыватели-любители сейчас рассуждают: вот, мол, «Мемориал» (признан в РФ НКО-иноагентом) «воздействовал на умы людей». И в этом они, запретители, конечно, все. Люди — абсолютное большинство — для них такие младенчики. Что папа-мама (почему-то они таковыми считают власти, а не реальных мам и пап) сказали, как на умы воздействовали, то и запомнят.
А есть еще разные нехорошие дяди. Конфеткой приманят, про папу с мамой гадостей наговорят — и готово.
Я не видел еще ни одного публициста из охранителей-запретителей, которые поставили бы себя вровень с человеком из народа. Таких, наверное, не родилось. Но вот поскреби чуть-чуть охранителя — и польется из него это «стадо», «быдло», «90% дураков», если не что-то похлеще.
Т.е. отказ большинству людей в субъектности, в праве на собственные мысли и собственную волю — это их «скрепа». Убери ее — и охранительству-запретительству конец.
Но так ли оно?
Не было еще никакого «Мемориала». Однако я в свои семь лет отлично знал, что — были репрессии при Сталине. И вообще, жуть тогда творилась. Правда, познания были не без мифологии, в них включалась красивая легенда о Надежде Аллилуевой, которая прокляла мужа за палачество, за что и была убита. Но в целом-то — все более-менее понятно и достоверно. Что людей могли расстрелять за анекдот. Что были суды, которые совсем не суды. Что было страшно…
Откуда знания? Из семьи, конечно. От родных, откуда же еще?
Семья была какой-то особо интеллигентной, советско-аристократической? Ничего подобного!
Какая-то вундеркиндизация? Нет, опять же ничего подобного — обычный средний. Просто у нас принято недооценивать детей и подростков.
Так вот, повторю: все это было без какого-то влияния «Мемориала». Который был в те времена не то что признан иноагентом, но даже еще и не возник!
Следовательно, на ликвидации «Мемориала» история не закончится. И историческая память на этом не закончится.
Промаркировать организации, даже поддерживающих (что предложил некий священник РПЦ, причем сказал «мы промаркируем») — наверное, можно. Но промаркировать большинство населения страны — задача непосильная. Просто надо хорошо понимать несколько вещей.
1) Промаркированный иноагентом «Мемориал» ликвидирован? Печально. Но «Мемориал» — это мы. И это никакой не оптимистический лозунг, это просто констатация факта.
2) Если охранителям-запретителям угодно делать системную ошибку, считая людей несубъектными, то это хорошо. Пусть наделают системных ошибок как можно больше.
Но нам, а особенно — публицистам, ныне расстроенным вполне ожидаемыми решениями судов, — делать такую же ошибку не с руки. Люди отлично видят все происходящее, они — ничуть не хуже тех, кто считает себя «продвинутыми».
Ну, и еще одно. Самое глупое, что мы сейчас можем сделать — это завести заунывную песню на стихи тов. Швондера про «суровые годы», которые у него уходят, приходят, — в общем, гуляют туда-сюда, как статистика после т. н. «переписи населения». Запретители от нас чего-то подобного, наверное, и ждут. Но дождаться не должны, сделать им такой новогодний подарок — как-то многовато чести.
Егор Седов, публицист