Posted 28 декабря 2021, 13:48
Published 28 декабря 2021, 13:48
Modified 30 марта, 08:22
Updated 30 марта, 08:22
Опубликованный вчера проект Конституции Беларуси показывает, что Лукашенко продолжает интересные эксперименты.
В Конституции всерьез появляется Всебелорусское народное собрание, и по своей конституционной функции оно во многом похоже на штаты — институт сословного представительства. Фактически это собрание «уважаемых людей», которых более-менее будет отбирать сам президент с участием разных групп влияния. В том числе, какую-то роль будут играть и влиятельные граждане. Среди делегатов будут нобилитет, бюрократия, буржуазия («гражданское общество»). В текущем проекте ничего не сказано про участие духовенства — но наверняка и оно там в итоге окажется.
То, что сам президент заседает в штатах, тоже вполне логично — исходно штаты и являлись расширенным консультативным органом в монархии. Показательно, что порядок избрания делегатов штатов в Конституции не прописан — то есть президент будет также определять его сам и дальше переводить в законы.
Первая же функция штатов по новому документу — это утверждение военной доктрины и концепции национальной безопасности, то есть выражение согласия влиятельных людей заплатить ту военную цену, которую требует президент. Это тоже похоже на классическую функцию штатов.
Президент же по факту будет и созывать штаты — у них не будет стандартных сессий. Для полной аналогии не хватает только, чтобы у президента было право их вообще не созывать — сейчас закрепляется периодичность не реже раза в год. Однако поскольку повестку там все равно определяет президент, разница небольшая — если штаты ему в данный момент не нужны, он может провести фальшивую ритуальную сессию; а всерьез собрать их тогда, когда они ему понадобятся.
С точки зрения европейской эволюции представительства, это резкий и интригующий шаг назад — от парламента к сословному представительству. Парламент пока не отменяется, однако у него конфискуются почти все основные функции в пользу штатов.
Здесь можно начать иронизировать, однако Лукашенко правит уже четверть века, и у него сложилось определенное видение политического устройства, которое он теперь отражает в документе. Вполне возможно, что долго он и не просидит. Однако принципиальный вопрос «Почему бы не начать править сейчас в европейской стране, как в XVI веке?» — задан.
А раз он задан, то он заслуживает того, чтобы от него не отмахиваться ссылками на «общественное развитие» и «законы экономики», а иметь конкретные ответы. Есть опасение, что найти их будет чуть сложнее, чем кажется. Время требует сильных аргументов против монархии.
Григорий Юдин, социолог