Posted 23 декабря 2021, 14:45
Published 23 декабря 2021, 14:45
Modified 30 марта, 08:22
Updated 30 марта, 08:22
Умер Дмитрий Зимин, выдающийся филантроп — человек, который вошел в новейшую историю России, сделав больше всех для того, чтобы русская наука не просто процветала, а чтобы всем, всем россиянам было понятно, что и зачем делают ученые.
Я не знаю, больше ли всех он потратил денег на образование и просветительство. Может, кто-то в истории России и больше. Может, и нет. Но определенно — никто и никогда в истории России не думал об этом так структурно, не подавал пример и не создавал образец, как Зимин. Никого не было похожего на него в последние десятилетия — и это будет счастье, если появится кто-то, кто сделает жизнь с него.
Дмитрий Борисович несколько раз приходил на мои публичные лекции, и я каждый раз думал — вот что такое я могу знать, чего он не знает? Он был не просто выскочкой, выигравшим в лотерею в 1990-е — он как раз был первым супербогатым, чье богатство не имело отношения к приватизации. Он не просто хотел помочь просвещению — он знал как это делать, он делал это лучше всех.
Д.Б. написал блёрб на мою научно-популярную книжку и, я знаю, хотел, чтобы за нее дали премию Просветитель. Премия тогда делилась на две части, гуманитарную и естественно-научную и, значит, у книги по общественной науке не было шансов. Но мораль не в этом — премия Просветитель была его детищем и на его деньги, он хотел, чтобы дали определенной книжке. Но он участвовал в обсуждении и согласился с другим решением — премия досталось более достойной гуманитарной книге. Много ли людей, агитирующих за демократию, являются демократами в реальной жизни?
Как и у каждого великого человека, в истории Зимина есть и дни поражений. Весь смысл Фонда «Династия» (в мае 2015 года Минюст включил фонд «Династия» в реестр НКО-иноагентов) состоял в том, чтобы поддержка науки происходила не по воле одного человека, а системно, структурно. Когда идиотские законы сделали этот проект невозможным — по мне, это сравнимо, в русской истории — с убийством Кондратьева, Вавилова, травлей Егорова — он закрыл его. И остался сам все тем же умным, позитивным человеком.
Светлая память, Дмитрий Борисович! Великая, хорошая жизнь.
Константин Сонин, экономист