Posted 23 декабря 2021, 10:39
Published 23 декабря 2021, 10:39
Modified 30 марта, 08:22
Updated 30 марта, 08:22
Кого в мире можно было бы поставить в один ряд с академиком Сахаровым? Скажете, некого? А Дмитрия Борисовича Зимина? Тот — из поповского рода, этот из купеческого, тот был секретным физиком, этот — секретным ученым–радиотехником. Правда, не был диссидентом, ну да это как сказать.
Он был, так сказать, типичным и одним из лучших представителей советской технической интеллигенции, ученых и инженеров, работавших на ВПК и одновременно отличавшихся свободомыслием. Как он однажды сказал про себя, патриотом в том смысле, что ни за одну страну ему не бывало так стыдно, как за его собственную.
Его молодость пришлась на оттепель, время физиков в почете, время лириков в загоне. Глотки свободы способны дать импульс для научных открытий, вспомните хотя бы физика-теоретика Виктора Штрума из великого романа «Жизнь и судьба».
Вторая молодость — на новые времена. Все с начала, путь от большого начальника в науке к малому предприятию, превращенному им в крупнейший бизнес. Чего могло и не случиться — поначалу чуть было не купился на предложение западной фирмы взять его со всеми наработками на зарплату в 500 долларов («Я серьезно задумался»). В отличие от некоторых других капитанов российского бизнеса, он не имел опыта подпольного дельца или даже фарцовщика.
Попав в список Forbes, стал там белой вороной — никаких тебе яхт и всего им сопутствующего. А потом и вовсе отдал весь капитал на благотворительность, на поддержку и популяризацию российской фундаментальной науки, по сути на борьбу с невежеством.
Мне посчастливилось не раз встречать его — в тех местах, где еще можно встретить недобитую интеллигенцию — в театрах, на выставках, в книжных магазинах. Дважды — на презентациях моих книжек (одна из которых, горжусь, попала в лонг-лист учрежденной им премии «Просветитель»). И не только встречать, но и постоять рядом, послушать, обменяться двумя словами.
Какое впечатление он производил? Вот какое — совесть, благородство и достоинство, вот оно, святое наше воинство. И еще, представьте, скромность, для известнейшего человека свойство не то что редкое — уникальное. Да что там говорить, он был аристократом духа. Героем нашего времени. В самом что ни на есть хорошем смысле.
Лев Симкин, профессор, доктор юридических наук