Posted 7 декабря 2021, 13:12
Published 7 декабря 2021, 13:12
Modified 30 марта, 08:23
Updated 30 марта, 08:23
Перед сегодняшним телефонным разговором оба президента — США и России — наращивали ставки противостояния по Украине. Уже писал, чего хочется добиться правящий российский пул от Америки, повторюсь только кратко:
— Невступление Украины в НАТО и неразмещение в ней иностранных войск.
— Заодно Россия не потерпит западного вмешательства в дела Белоруссии, и замена там Лукашенко пройдет по российским правилам, с новым пророссийским президентом.
— Капиталы и активы высших 100 тыс. семей на Западе должны остаться в неприкосновенности (тем более что эти деньги и так работают на западную экономику). По всей видимости, речь идет о вывезенных из России на Запад суммах от $1 трлн.
— Запад не должен вмешиваться в ход Транзита в России, в первую очередь — информационно (что означает согласие Запада на взятие под контроль западных соцсетей на территории России).
Вполне вероятно, что США пойдут на сговор с Россией в части этих требований. Но большая политика предполагает в обмен и уступки России. Что это может быть? В отличие от России, чье высшее начальство на протяжении последних лет открыто сформировало вышеперечисленный виш-лист, открытых западных требований мы не знаем. На поверхности только один намек — Запад хочет ухода Путина от власти в 2024 году (или раньше). И тут не столько неприятие Путина — он в целом удовлетворяет коллективный Запад. Сколько страх, что смерть или другой эксцесс в отношении Путина выведет Россию из равновесия, а непредсказуемость в Северной Евразии не понравится никому. Т.е. со стороны Запада это даже забота о высшем начальстве РФ. Вероятно, его удовлетворит даже казахский вариант Транзита в РФ.
Второе — это охлаждение отношений России и Китая. Никто на Западе не будет требовать от России враждовать или сбрасывать экономический обмен с Китаем. Скорее, речь идет о непередаче военных технологий Китаю, а также более активные действия России в Средней Азии и Казахстане, чтобы Китай там не распоряжался единолично территориями. Если Россия хочет сохранить зону влияния на Украине и в Белоруссии, то пусть берет на себя зону влияния и в Азии.
Третий — иранский фактор, недопущение создания в Иране ядерного оружия. Россия, конечно, не в силах надавить на Тегеран. Но она может закрыть глаза хотя бы на разгром проиранских сил в Сирии, а также не поставлять в Иран технологии двойного назначения.
Начнет ли Россия войну с Украиной? Писал не раз на эту тему. Ввязаться в нее — это обнулить все 30 предыдущих лет новой России. Возвратиться в ту точку, в условный 1991 год, откуда и стартовало наше высшее начальство. Т.е. Путин должен будет оставить преемникам второй Иран, нищую и осажденную крепость с какой-нибудь западной программой «газ в обмен на лекарства». Ради этого все начиналось 30 лет назад? Теоретически в нашей интересной стране возможно все, но больше убежденности, что между Россией и США будет идти усиленный торг вокруг вышеназванных условий.
Павел Пряников, журналист