Posted 2 декабря 2021, 16:28
Published 2 декабря 2021, 16:28
Modified 30 марта, 08:23
Updated 30 марта, 08:23
Если рефлексировать про XX век (наверное, дистанция уже достаточно велика?), то самыми великими из русских детских литераторов окажутся Чуковский, Носов и Успенский. Не то чтобы это стало неожиданностью, но из советских 70-х не было очевидно, что после проверки временем они так далеко оторвутся от прочих конкурентов — от Драгунского и Маршака до Крапивина и Гайдара. Или от Михалкова и Барто (шутка).
С Чуковским и Успенским все примерно понятно. Перипетии биографии Чуковского и место в ней детской литературы хорошо известны. Успенскому повезло устроить синергию с мультипликацией и не повезло (хотя как знать?) пережить свою эпоху и своих героев — впрочем, почти без ущерба для репутации своих героев.
А о Носове кроме имени-отчества, названий остальных книг и спорах о заимствованности персонажей у Анны Хвольсон вообще мало что известно. Ни на Youtube, ни в сети не найти никаких видео с ним (Корней Чуковский вроде бы был более дистанцирован от режима и умер на 7 лет раньше Носова — но мы хорошо представляем его и на видео, и звук голоса).
Если копать глубже, обнаруживается, что Носов в свою эпоху имел ранг детского писателя пусть не второго, но и не первого плана. Вроде бы и сталинскую премию получал — но по статусу не включался в ареопаг первых среди первых во главе с Сергеем Михалковым. Ни в какие творческие загранкомандировки для разоблачения подлунного мира не посылался. Из мультфильмов годным получились только Бобик с Барбосом, а Незнайки оказались в разной степени ужасны. На вполне рядовом доме возле метро «Аэропорт», где он жил, нет никаких мемориальных досок. И популярность книг не сопровождается попытками интереса к персоне автора — за исключениями публикаций и юбилейных монет к юбилеям.
С другой стороны, возможно, для литературы это не так и плохо. Прятать в своих книгах персону автора, а не пробуждать интерес к себе — может, это делает книги только лучше?
Михаил Виноградов, политолог