Posted 29 ноября 2021, 13:19
Published 29 ноября 2021, 13:19
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Две недели тому назад произошло событие, влияние которого на мировую политику предсказать сложно. Ясно, однако, что оно будет очень значительным. 15 ноября президент Байден и председатель Си Цзиньпин три с лишним часа беседовали друг с другом в онлайн-формате и, похоже, кое о чем все же договорились.
«Этот саммит может означать, что два экономических и политических тяжеловеса могут, как минимум, избежать дальнейшей деградации своих отношений после четырехлетнего ущерба, вызванного безрассудной политикой администрации Трампа». Это написал редактор китайской газеты Global Times, фактически органа ЦК КПК.
Российская пресса, насколько я могу судить, не упомянула (возможно, упомянула только вскользь и никак не комментировала) самый важный результат саммита: согласие Китая на переговоры или, как минимум, обсуждение ядерных арсеналов двух стран, то есть и китайского тоже. Это — уникальный момент: никогда ранее Китай не соглашался на обсуждение своего ядерного оружия. Его значение пока в полной мере оценить трудно, нужно посмотреть, что в конечном итоге из этих обсуждений получится. Но понятно, что Китай пересматривает свой подход к отношениям с США.
Все это означает, что Пекин и Вашингтон пришли к выводу, что в их общих интересах попытаться избежать конфронтации и перейти к некоему «цивилизованному соперничеству». Для Кремля это — крайне неприятный сигнал. Один из краеугольных камней российской внешней политики — представление о нарастающем конфликте между США и Китаем. Путин, Лавров и прочие обитатели московского серпентария намеревались «сидеть на горе и смотреть, как тигры дерутся в долине». Но, видимо, просчитались.
И еще: если Белый дом и Чжуннаньхай действительно договорились снизить напряженность, у США будет гораздо больше возможностей оказать действенное содействие Украине.
Юрий Федоров, журналист