Posted 25 ноября 2021, 19:18
Published 25 ноября 2021, 19:18
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Вместе с QR-кодизацией в страну вернулась политика. Я приводил мнение профессора из Католического университета Америки Майкла К. Киммейджа об окончании политики и «конце истории» в России:
«Сила России и Владимира Путина в том, что вместо того, чтобы сделать себя первосвященником идеологии — как это было в царской России и в СССР, Путин заставил исчезнуть политику в стране. Цель — не мобилизованное и идеологическое общество; цель — аполитическое общество. Например, самым большим триумфом Путина на выборах в Госдуму стала не «сокрушительная победа Единой России» (так как неактуальность Думы очевидна), а отсутствие уличных протестов во время и после выборов.
Путин освободил Россию от политики. Это очень интересный эксперимент. Фактически это конец истории по-русски (тридцать лет назад о конце истории писал либеральный философ Фукуяма, и вот он воплотился в отдельно взятой стране)».
Россия в последние тридцать лет вместо государства окончательно превратилась в коммерческое предприятие. Если брать еще более узко — в военно-торговую компанию (примерно какой была Ост-Индская компания). Вместо политики на предприятии ЗАО «Россия» людям предложено просто зарабатывать деньги (кто может, ха-ха!). Главная цель фирмы «Россия» — прибыль (ее акционеров, в которые не входит 90% населения страны), как у любого коммерческого предприятия. А у кого не получается выкачивать деньги, кто не акционер фирмы — пусть смотрит сериалы про «Кальмара», спорит в Тви про «культуру отмены» и вообще живет частной жизнью.
Но политика все же прорвалась и на этом предприятии. Когда казалось, что в России и вправду настал «конец истории».
Да, можно говорить о том, что организованные группы ковид-диссидентов, пытающихся штурмовать то или иное административное здание в регионах, не так многочисленны — 20, 50, 100-200 человек. Но в условиях окончания политики в России выход на улицу и 2-3 людей — это уже много. Потому что даже за одиночный пикет тут же можно попасть под арест на 5-15 суток, а за выход группой — под уголовную статью о «создании санитарной опасности».
Оставим за скобками — правы или неправы ковид-диссиденты. Тут просто констатация факта: запрос на политику на предприятии «Россия» никуда не делся. Пусть он «внезапно» получился архаично-глубинным.
Павел Пряников, журналист