Posted 15 ноября 2021, 14:13
Published 15 ноября 2021, 14:13
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Действия российских властей в последние дни свидетельствуют о том, что в Кремле осознали: эпидемия не пройдет сама собой, объявление длинных праздников локдауном ничего не даст, а надежды на добровольную вакцинацию населения невелики. Поэтому начали анонсироваться меры принудительного характера — от питерского запрета невакцинированным пожилым людям выходить из дома до только что внесенных законопроектов о введении QR-кодов для появления в общественных местах, ресторанах, клубах и массовых мероприятиях, а также в самолетах и поездах. Данная мера представлена как временная и по какой-то неведомой причине будет действовать до 22 июня, причем до 1 февраля вакцинацию можно заменять ПЦР-тестом. В ближайшее время в Думу будут внесены проекты соответствующих законов, а также изменения к Воздушному кодексу России и Уставу железнодорожного транспорта.
Можно по-разному оценивать эффективность данных мер (мне кажется, что они окажутся существенно девальвированы российским пофигизмом и весьма условным отношением к закону), но сама попытка «наведения порядка» заслуживает положительной оценки. Мне, признаюсь, даже с моими прививками было стремно ездить этим летом в Минск в плацкартном вагоне, где о масках у пассажиров было вполне определенное мнение, а никаких ПЦР и прививочных сертификатов, естественно, проводники ни у кого не спрашивали. Рост числа авиапассажиров на пике пандемии тоже вызывает у меня вполне определенные мысли, как и восстановление вполне обыденного режима московского общепита.
Однако предпринятые властями новации вызывают два вопроса.
Первый и самый очевидный состоит в том, насколько даже предлагаемые новшества удастся внедрить. Я готов допустить, что авиакомпании и рестораторы начнут отказывать в предоставлении услуг без QR-кодов, но нельзя не понимать, насколько серьезным будет общественный резонанс в ответ на такие инициативы. Продержаться до 22 июня будет не менее сложно, чем отразить вероломное нападение другого врага, случившееся в этот день. Авторитету власти будет нанесен серьезный удар — и самое для меня интересное состоит в том, не отменят ли это смелое начинание через пару месяцев. Кроме того, оценки специалистов по авиаперевозкам и пассажирскому транспорту говорят о возможности сокращения пассажиропотока на 40-50% — да и остальные затронутые отрасли окажутся почти парализованными накануне новогодних праздников, которые обычно приносят им значительную часть доходов. На мой взгляд, жесткое соблюдение новых правил обойдется российской экономике как минимум в 0,8-1,1% ВВП в 2022 г. — но, повторю, я поддерживаю ограничения, которые способны спасти человеческие жизни, вне зависимости от их цены.
Второй вопрос состоит в том, что ограничения в очередной раз вводятся в произвольно выбранных сферах. Совершенно логично требовать от посетителей театров или ресторанов свидетельства их безопасности для окружающих — то же самое происходит во многих странах и городах, и наиболее последовательно из мне известных мест в Нью-Йорке; однако почему тогда не требовать сертификатов у пассажиров городского общественного транспорта? Известные российские рестораторы — А. Татулова из «АндерСона» и О. Подгорный из «Шоколадницы» уже выразили подобные сомнения; к ним близки в своей позиции и владельцы и менеджеры крупных торговых центров. Но так как распространение новых инициатив на метро означает почти полный локдаун в ряде регионов, шансы на «нулевой вариант» весьма незначительны, а это значит, что предлагаемая мера настроит людей и бизнесы друг против друга и солидарности в борьбе за коллективный иммунитет не создаст.
Повторю еще раз: я не ожидал, что российские власти перейдут к таким решительным мерам, и приветствую их намерения «призвать к порядку» наших сограждан не в политической сфере (где как раз нужно больше свободы), а в социальной (где дефицит ответственности налицо). Но начинать надо не с требований вакцинироваться или делать ПЦР-тесты, а с отмены платы за лабораторные исследования, связанные с коронавирусом, и открытия российского рынка для всех сертифицированных ВОЗ вакцин. Дав людям выбор и возможности, с них можно и спрашивать. В противном случае новая инициатива может запустить опасный виток противостояния народа и власти, который сейчас никому не нужен.
Владислав Иноземцев, экономист, политолог