Posted 9 ноября 2021, 08:07
Published 9 ноября 2021, 08:07
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Уходящий 2021 год был богат на события, но одно из них представляется важным и для отечественной экономики, и для всех россиян. Это — провал ожиданий, связанных с пенсионной «реформой» 2018 года. Тогда власти пытались убедить население в том, что повышение пенсионного возраста позволит «сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции». Но сейчас ясно, что ожидания не оправдались.
За 2019 год реальные пенсии выросли на 1,5%, за 2020-й — на 0,4%, а по итогам десяти месяцев текущего года — сократились почти на 2%, так что все обещания властей оказались сказками. Казалось бы, нужно немного: всего-то соблюдать ранее принятые законы и переписанную Конституцию и индексировать пенсии хотя бы на официальную величину инфляции (хотя всем понятно, что цены на большинство потребляемых стариками товаров растут намного быстрее). Но власть и тут решила соригинальничать — по словам Антона Силуанова, повышать пенсии решено через «дополнительные меры разовой поддержки», а индексация в следующем году составит, вероятно, ранее внесенные в проект бюджета 5,9%.
Данный прием задан политикой подачек, которая вполне оформилась именно в этом году. Власть сочла, что лучше подбросить по пять или десять тысяч рублей детям, пенсионерам, бюджетникам или силовикам, чем «тупо» следовать правилам и процедурам, — и, судя по всему, намерена делать это и впредь (вероятно, что новый «подарок» наиболее страждущим категориям электората будет сделан после «прямой линии» коллективной психотерапии в середине декабря). Между тем, этот новый тренд выглядит чрезвычайно опасным.
Кажется, что суммы разовых выплат невелики, но это не совсем так. На пятитысячную выплату пенсионерам в 2017 году ушло более 200 млрд рублей, на предвыборные радости для пожилых граждан и силовиков — почти 500 млрд, на детские программы — около 750 млрд. В случае хотя бы пары таких мер в следующем году расходы на них превысят 1 трлн рублей, в то время как расходы Пенсионного фонда в 2020 году составили 9,72 трлн — и это значит, что пенсии за эти деньги можно было проиндексировать на 10-11%. Однако Кремль делает ставку на пропаганду — жертвой которой он, вероятно, станет сам уже в ближайшие годы.
Экономика в России в 2022–2024 годах не расцветет. Инфляция не исчезнет, частный сектор не будет иметь поводов развиваться быстрыми темпами. Для сохранения хорошей мины при плохой игре выплаты нужно будет делать более крупными и частными — причем их отсутствие или сокращение станет дополнительным поводом для прямого недовольства властью. Каждая новая волна выплат будет ускорять рост цен, требовать повышения налогов, нервировать власти сокращением резервов. И если ситуация на рынках сырьевых товаров, от которой зависит благосостояние страны, изменится в нежелательную сторону, угроза стабильности существенно возрастет.
Кремль не хочет жить по правилам — потому что считает, будто их нарушение может помочь сэкономить на людях, да еще и повысить свою популярность. В этом — большая ошибка российской власти. Правила и законы не только налагают обязанности, но и являются идеальным «громоотводом»: всегда можно сказать, что власти выполнили все обязательства, за которые проголосовали народ и депутаты. Если этот аргумент девальвирован, правящий класс рано или поздно окажется под ударом со стороны общества, противопоставить которому будет нечего…
Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»