Posted 26 октября 2021, 17:02
Published 26 октября 2021, 17:02
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
В Судане — госпереворот. Что можно о нем сказать?
К сожалению, у диктатур есть одно крайне неприятное свойство. Которое становится видимым только после очередного условного «Лебединого озера». А именно: чем диктатура жестче, тем шансов на последующую драку — уже победителей — больше.
Вот Ливия. Кто-то сейчас поднял знамя Джимахирии? Нет. Дерутся победители Каддафи.
Вот Сомали. Выгнали изверга Сиада Барре. А потом «айдидовцы» стали стрелять в «мохаммедовцев», заодно в американцев с гуманитаркой, потом Айдида убили, но уже появились новые лидеры кланов, все пошло по печальному кругу.
Вот Румыния. Европейская, да. Но наши познания и воспоминания очень часто заканчиваются расстрелом четы Чаушеску. После чего мы с удовольствием говорим что-нибудь вроде «а теперь они в ЕС, пенсиями недовольны, только вот нашим бы старикам такие пенсии!»
Правду говорим. Как будто не было 30 лет. Как будто не было «минериад» — по призыву новоизбранной власти в 1990-м тысячи организованных озверелых погромщиков ворвались в Бухарест, избивая и убивая тех, кого считали противниками нового режима.
Вот и Судан. Диктатура и Нубийская война при Джафаре Нимейри очень быстро сменилась диктатурой, а также Нубийской и особенно жуткой Дарфурской войной при Омаре аль-Башире. Башира ненавидели все, массовые народные протесты сопровождались и военным переворотом. Положившим конец диктатуре. А дальше пошло нарастание противоречий. В частности, между гражданскими и военными. Причем, в отходе от идей и духа революции обвиняли друг друга обе стороны.
Кстати, было много хорошего — даже невероятно хорошего — за эти годы. Восстановление отношений с Израилем! Придание государству более светского характера!
Но вот баланс интересов внутри страны не учитывался. Ну, и экономика — если люди не почувствовали быстрого улучшения дел после диктатуры, начинается брожение.
В итоге — переворот. Свой 1993-й год в Судане. Кстати, еще и со своим вариантом «Лебединого озера».
Пока лидер хунты говорит о том, что курс на демократизацию продолжится. А вот каким он будет — поглядим. Первая проблема сейчас — все-таки экономика.
Ну, и к вопросу об иных диктатурах. А что, непременно случаются такие вот противоречия с кризисами и стрельбой? Да нет, конечно. Бывают и исключения, и после весьма жестких режимов. Например, в Южной Корее. Но было бы хорошо, конечно, заранее соломки подстелить — может быть, история чему-то научит? Хотя, конечно, она мало кого мало чему учит — то ли учительница плохая, то ли ученики — так себе…
P. S. И конечно, первым врагом новой хунты, нацеленной на «демократизацию», оказался интернет. Не лучшее начало, право же…
Егор Седов, публицист