Posted 22 октября 2021, 13:56
Published 22 октября 2021, 13:56
Modified 30 марта 2024, 08:25
Updated 30 марта 2024, 08:25
Говоря о возможном кризисе, я не стал бы выдвигать на первое место российскую экономику как таковую. Тенденции в ней неоднозначны, не все негативны. Пандемия, конечно, внесла свою лепту. Неприятно, но это временно.
Главными источниками потенциального кризиса я считаю следующие.
1. Международная напряженность. Нельзя сказать, что она возникла исключительно по вине России, но Россия сделала все, что в ее силах, чтобы ее обострить. Активизировалась внутренняя «партия войны». Если посмотреть передачи В.Соловьева, возникает ощущение, что война начнется уже завтра. Пусть не горячая, масштабная и ядерная, но очень серьезная, холодная и гибридная. По сути, российские власти делают все, чтобы в международном плане не дать стране 20 лет спокойного развития. Мне кажется, что в последнее время я наблюдаю слабые (очень слабые!) попытки изменить положение. Но ситуация слишком обострилась и дело зашло слишком далеко.
2. Внутренняя политическая дестабилизация. Здесь можно вспомнить фразу, сказанную кем-то из политических комментаторов об израильско-палестинском конфликте: десятилетия острого противостояния научили обе стороны реализму. В отношении России справедлива обратная формулировка: десятилетия построения вертикали власти отучили общество от реализма. Это касается политического мировоззрения населения, оппозиции и самой власти. В отношении власти нужно сделать уточнение: она уверовала, что можно делать ставку только на силу, не считая нужным ни с кем и ни о чем договариваться. Утрата реализма, которого не хватало и раньше, — тяжелая потеря. Реализм и договороспособность приобретаются дорогой ценой в ходе острого кризиса. Процесс может занять годы и десятилетия.
Сергей Белановский, социолог