Posted 8 октября 2021, 12:49
Published 8 октября 2021, 12:49
Modified 30 марта, 08:26
Updated 30 марта, 08:26
Неожиданное решение Нобелевского комитета о награждении главреда «Новой газеты» Дмитрия Муратова вогнало в ступор экспертов. Комментаторы со стороны власти были готовы к тому, что наградят Навального, и уже заранее готовились к порицанию «нобелевки», припоминая и премию мира Обаме авансом. С другой стороны, оппозиционеры тоже ждали, что ее вручат «узнику совести № 1» и теперь пребывают в унынии, призывая Муратова «передать награду Навальному». Есть и те, кто недоволен выбором не в пользу белорусского протеста: Тихановской и Колесниковой, которые стали «матерями революции».
Если подходить с европейской точки зрения, основательно и бюрократической, то нужно смотреть на ситуацию несколько отстраненно. Кто такая Тихановская до событий в Минске, которым всего год? Кто такой Навальный, чья популярность базируется на не самых качественных расследованиях? И «Новая газета», которая десятилетиями ведет опасную расследовательскую деятельность, где журналисты в прямом смысле слова рискуют жизнью. Конечно, тут сразу всплывает «казус Обамы» и его «аванс», закончившийся самыми масштабными войнами США за последние полвека. Но, вероятно, именно Обама и подкосил нобелевских бюрократов, которые решили, что если так открыто «раздавать ордена», то никакого авторитета у столетнего института не останется и вовсе. Поэтому от Навального решили немного дистанцироваться, как от чересчур политического проекта.
Да и сами европейцы к Навальному относятся довольно прохладно. Если американцы часто «вписывались» за оппозиционера, то из европейских лидеров с ним всего лишь раз побеседовала Меркель, да и то, как с гостем Германии. К тому же сейчас у ЕС свои проблемы, связанные с последствиями пандемии, падением экономики, ростом цен на газ. При всем негативном отношении к Путину, «западные партнеры» сейчас хотят не нового конфликта, а каких-то понятных условий для дальнейшего взаимодействия по главным для них вопросам. А награждение Навального — это открытый конфликт, который решили не разжигать.
Что же касается Дмитрия Муратова, то это признание и институциализирование заслуг всей расследовательской журналистики России, которая годами отстаивала еще горбачевские принципы гласности. Кстати, «Новую Газету» также считают вполне системной, все же она имеет определенное отношение к части либерального, но все же «силового блока» Кремля, а также к экс-президенту Горбачеву и небольшой финансовой группе, интересы которых состоят в том, чтобы страна не превращалась в Северную Корею и окончательно не рвала отношения с Западом.
Илья Гращенков, политолог