Posted 5 октября 2021, 14:41
Published 5 октября 2021, 14:41
Modified 30 марта, 08:26
Updated 30 марта, 08:26
1. «Вера в доброго царя» — это вера в возможность избрать или назначить на место верховного правителя гения с божественными возможностями предвидения и делегировать ему принятие всех решений за общество.
2. «Вера в компетентную бюрократию» — это вера в то, что гениальный чиновник с божественными возможностями предвидения может заменить собой предпринимателя, ученого и инженера, то есть взять на себя полномочия принимать экономические, научные и технические решения.
3. «Победитель получает все, горе побежденным» — это вера в то, что, победив на выборах, можно и нужно не принимать во внимание интересы проигравших.
4. «Вера в возможность принуждения других к созидательному труду» — это вера в то, что можно насилием и пропагандой заставить других людей добиваться нужных для общества успехов. Показательно, что агитаторы за «мобилизацию» в отношении экономики, науки или техники не собираются лично участвовать в этой самой «мобилизации», а собираются «руководить», «агитировать», «учить как надо работать», «пропагандировать успехи», но не работать лично.
5. «Неспособность к объединению ради достижения общих целей» — для нас первичны разногласия, которые мешают объединению ради тех вещей, которые объединяют. Именно поэтому наши карго-культы политических партий вместо широких коалиций превращаются в «ордена меченосцев», изгоняющих инакомыслящих и генерирующих легионы «нерукопожатных».
6. Прав был Бердяев, когда говорил: «Почему-то у нас интересы распределения и уравнения всегда превалирует над интересами творчества и созидания». Ничего не изменилось. Вопросы, как «отнять и поделить» чужое, и сейчас вызывают куда больший интерес, чем обсуждение, как бы чего создать.
Дмитрий Милин, публицист