Posted 28 сентября 2021, 07:13
Published 28 сентября 2021, 07:13
Modified 30 марта, 08:27
Updated 30 марта, 08:27
Старт нового политического сезона.
Выборы в ГД завершились, точку поставил президент Путин, заявив, что все прошло честно и легитимно. Пора двигаться дальше. Нас ждет осенний губернаторопад (прогнозируется ротация 5-7 глав), возможная отставка или обновление правительства РФ, а также новые законы от обновленной Госдумы. Год будет непростым: прогнозируется ухудшение экономики, опасность новых волн коронавируса, рост протестных настроений. Вместе с тем Кремль планирует перебить повестку собственными инициативами: мобилизацией экономики, обновлением системы управления, переформатированием политического пространства.
Политическая система начинает трансформироваться. Очевидно, что с недопуском в ГД Прилепина и уходом из повестки агрессивной риторики постепенно закрывается тема гиперпатриотизма. Теперь она будет эксплуатироваться дозировано, в основном по необходимости, в качестве резких ответов «западным партнерам». Главной темой становится внутренняя экспансия, на фоне которой центр укрепляет структуру управления регионами, в том числе новым законом о губернаторах.
На этом фоне главным конкурентом власти становится КПРФ, которая может стать дестабилизирующим фактором. В отличие от либеральной оппозиции, коммунисты способны аккумулировать протест значительной части населения, всех недовольных системой. С другой стороны, сейчас внутри самой компартии также назревает раскол — на «умеренных» зюгановецв и «радикальных» регионалов.
Учитывая, что даже при крайне неоднозначных результатах выборов КПРФ одержала победу в 7 регионах, ситуация внутри страны остается крайне напряженной. Формирование «красных поясов» в Сибири, на Северо-Западе и Дальнем Востоке может серьезно осложнить работу губернаторам, которые теперь оказались между «красным молотом» и «кремлевской наковальней». Поэтому даже если сейчас провести разбор полетов и уволить ответственных за провал «партии власти», ситуация может лишь усугубиться, так как выбирая между результатом за «ЕдРо» и опасением слишком расшатать систему, главы регионов предпочли второе.
Более важным видится вопрос переформатирования экономической политики. Если правительство РФ ждет обновление и смена курса (с сислибовского монетаризма на белоусовский модернизм), тогда это коренным образом изменит и саму систему управления регионами, которая уже начала частично меняться с появлением вице-премьеров кураторов и полнится слухами о возможных укрупнениях субъектов. В этом случае политические вопросы останутся в стороне, а на первый план выйдет передел сфер влияния между крупными ФПГ. Правда, именно этот аспект возможного трансфера власти в итоге может сильно расшатать ситуацию.
Илья Гращенков, политолог