Posted 23 сентября 2021, 18:48
Published 23 сентября 2021, 18:48
Modified 30 марта 2024, 08:27
Updated 30 марта 2024, 08:27
Выборы закончены — возвращается тема борьбы с пандемией. Тем более, что четвертая волна уже начинается. По словам руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой, после восьмимесячной стабилизации зафиксирован интенсивный рост заболеваемости в 36 регионах. В Москве скачок — выявлено почти 3,5 тысячи случаев инфицирования. На дистанционное обучение отправляется все больше школьников — именно с началом нового учебного года связывается подъем четвертой волны.
Ресурс добровольно-принудительной вакцинации с помощью давления на работодателей (которые, в свою очередь, обязывают вакцинироваться подчиненных) практически исчерпан. Часть работников все равно отказываются вакцинироваться, некоторые обращаются в суды. Всего пока хотя бы одним компонентом привиты примерно 32% от всего населения, двумя компонентами — около 28%. Для того, чтобы полностью привить 60% населения при сохранении нынешних темпов вакцинации, нужен почти год. Такими темпами коллективного иммунитета достичь не удастся еще очень долго.
В публичное пространство вернулась тема ограничений для невакцинированных, в том числе введение QR-кодов для посещения общественных мест. Перед выборами она была слишком непопулярной, теперь электоральный фактор неактуален. При этом о таких кодах говорят уже не только в Москве, но и в провинции, где санитарные ограничения обычно мягче. Сообщается, что об этом задумались власти Пермского края. Но только такими мерами обойтись будет сложно. Может встать вопрос об обязательной вакцинации отдельных — весьма значительных — групп населения. Тем более, что обязательную вакцинацию ввела Италия и — пока более осторожно — Франция.
Таким образом проблемой для власти становится не только усиление принуждения к вакцинации (в условиях, когда во время только что завершившейся избирательной кампании антиваксеры получали поддержку КПРФ и эсеров), но ощущение откладывания возвращения к нормальности, востребованного обществом, уставшим за полтора года от пандемии.
Алексей Макаркин, политолог