Posted 22 сентября 2021, 17:33
Published 22 сентября 2021, 17:33
Modified 30 марта, 08:27
Updated 30 марта, 08:27
Результат прошедших выборов ничего не изменил для Кремля. Было у них конституционное большинство в ГД — оно и сохранилось. Могла власть игнорировать любые возражения и другие мнения со стороны — она и продолжит это делать.
Ничего не изменилось и для демократической оппозиции. Не прошли в Госдуму и не смогут влиять на власть через свои законодательные инициативы? Не смогут воспользоваться думской трибуной и ГосТВ для донесения своей позиции до широких масс россиян?
Но этих возможностей они лишены с 2004 года, что же тут нового.
Однако новое все же в результате выборов появилось. Внесена дополнительная ясность Кремлем. Дополнительная, в смысле, чтобы теперь понимали не только те, которым и до этого все было ясно, но и те, «кто в танке».
Кремль фактически обнародовал правила допуска игроков на официальное политическое поле России — на выборы. Правило простое: признаешь безальтернативность Путина — патриот и можешь участвовать, не признаешь — враг и вход закрыт. Таким образом, борьба идет не за реальную власть, а за возможность как-то влиять на Путина. Причем дается послабление для свободомыслия — позволяется даже не очень любить Путина. То есть, люблю, но не до такой степени, что «даже кушать не могу». Но за откровенное проявление недовольства к лично Путину игрок объявляется иноагентом, становится нежелательным и удаляется с поля.
Дополнительная ясность во время этой избирательной кампании внесена и на оппозиционно-демократическом фланге.
Раньше там допускалось разноцветье. К примеру, оба за рынок, но по-разному видят роль и присутствие государства в нем. Или и те, и другие за свободы, но одни присовокупливают справедливость, а другие нажимают на феминизм и толерантность к меньшинствам. И как-то уживались, пытались договариваться. Теперь на манер Кремля. Единственный критерий — безальтернативность Навального. Признаешь — демократ, борец с кровавым режимом и дай, товарищ, пожму тебе руку. Не признаешь или даже сомневаешься — нерукопожатный, продался Кремлю и исключаешься из состава демократов.
Для сомневающихся был преподан воспитательный урок, на котором в виде наглядного пособия определили «Яблоко». Все силы апологетов УГ были брошены на уничтожение последнего из оставшихся конкурентов на площадке демократической оппозиции.
Совместными усилиями Кремль и лидеры радикальной демократической оппозиции сделали политику черно-белой. Определяющий принцип отнесения к тем или другим — ты за Путина или за Навального. Иного не дано.
В обществе, особенно среди интеллигенции, полно людей, которые не за Путина, но и не за Навального. Они молчат. Не то, что боятся, но кому охота быть закиданным дерьмом с обеих сторон.
Тем более, что дерьмо плотнее и пахучее летит со своей, как казалось, демократической стороны.
Николай Травкин, политик