Posted 17 сентября 2021, 10:13
Published 17 сентября 2021, 10:13
Modified 30 марта, 08:27
Updated 30 марта, 08:27
Про политику, но, в общем, не про выборы.
Политическую власть часто представляют себе как власть над пространством — способность контролировать территорию, присоединять к ней новые, посылать за тридевять земель конницу, канонерки или баллистические ракеты. На самом деле у власти главная проблема другая — контролировать время, сохранять себя устойчивой и неизменной. Недолговечная, эфемерная власть — не власть, а посмешище.
Оттого и политическая борьба — это прежде всего борьба за время, и в ней две основных стратегии: опередить и пересидеть. На опережение чаще играет уже существующая власть, особенно тираническая: у нее в руках послушный аппарат, натренированный на стремительные «спецоперации». Те, кто ей противостоит, организованы хуже и по большей части (хотя не всегда) ждут, «пока у них там само все развалится».
А теперь вот что бывает, когда один из лидеров оппозиции попадает в плен к системе, да еще и по собственной воле (приезжает из-за границы прямо в тюрьму, рвет свой паспорт, чтобы нельзя было депортировать). В качестве заключенного такой человек встроен, физически заключен в политическую систему власти с ее установкой не неотложные реакции, но сам-то он переживает время по-другому, смотрит в такое будущее, над которым власть не властна, — и живет так на виду у всего народа, напоказ всем. Это опасный, разлагающий элемент в системе: он в ней одновременно и в неволе, и свободен, и он напоминает ей об ином, недоступном ей ходе времени. Он живые часы, постоянно говорящие ей: тик-так, ты не вечна!
Для системы это очень неприятная киста в ее теле; и, конечно, есть соблазн как-то изловчиться и вырезать ее — но это ведь часы, их можно разбить, а опередить нельзя. А для всех остальных, кто живет в стране (неважно, поддерживают они оппозицию или нет), это тоже наука: часы тикают и для нас, напоминая, что время идет и однажды нам непременно придется что-то решать. Может быть, и уже пора.
Сергей Зенкин, литературовед, филолог