Posted 17 сентября 2021, 07:20
Published 17 сентября 2021, 07:20
Modified 30 марта, 08:27
Updated 30 марта, 08:27
Опыт показывает: внешнеполитические провалы на первом сроке американского президента, даже если они сопровождаются жертвами и занимают экраны на несколько недель, не мешают переизбираться на второй срок. Рейган легко переизбрался после гибели двухсот морпехов в Ливане, Клинтон — спокойно после провала операции в Сомали. Тем не менее после неудачного выхода из Афганистана уровень поддержки Байдена довольно резко упал и обратно не возвращается. Мощная третья волна COVID-19 и более медленный, чем ожидалась, рост тоже внесли свою лепту в это падение.
Конечно, сейчас рано реально оценивать шансы Байдена в 2024 году. Можно считать, что, грубо, они, как у любого президента, 50%+. Будут они хуже или нет, станет ясно очень скоро, в сентябре–октябре — это зависит от того, поддержит ли Конгресс пакет расширения социальной помощи и повышения налогов в 3-3,5 триллиона (на этом же пакете «висит» и инфраструктурный пакет в 1 триллион, который уже согласован и поддержан Сенатом). Почему это важно? По двум причинам. Во-первых, это реально последний крупный пакет первого срока Байдена: в 2022 году демократы потеряют большинство в Палате представителей (это было очень вероятно и до нынешего падения рейтинга Байдена). Во-вторых, пакет такого размера еще подтолкнет экономику, плюс в 2024 году можно будет пугать избирателя тем, что президент-республиканец отберет дошкольное образование и другие популярные элементы пакета.
Сложность состоит в том, что у демократов очень маленькое большинство в обеих палатах. В Сенате расклад 51-50, то есть каждый сенатор-демократ обладает правом вето, и центристы используют этот рычаг вовсю. В Палате представителей у демократов на 8 депутатов больше, а центристам страшно голосовать за левое законодательство. Если бы президент был популярен среди независимых избирателей (примерно трети), они могли бы рассчитывать на это в 2022-м. Но его популярность в этом сегменте резко упала, и им приходится рассчитывать только на себя — то есть смещаться в центр и голосовать против. В 1994 году в такой же ситуации масштабная реформа здравоохранения провалилась. В 2021-м ситуация отличается большей «поляризацией» — за прошедшие годы конгрессмены, даже самые центристские, стали гораздо чаще голосовать вместе с партией.
Сейчас уровень поддержки Байдена — 45%. Поляризация спасает его (как спасала и Трампа) от вызова на первичных выборах внутри своей партии. В 1968, 1980 и 1992 годах такие внутрипартийные вызовы подорвали позиции президентов — и они не переизбрались. Если же вызов будет или Байден сам решит не переизбираться, то, видимо, будет открытый сезон: у многих кандидатов от демократов появятся шансы на номинации. Камала Харрис была слабым кандидатом на первичных выборах 2020 года и не видно, почему бы у нее было какое-то особенное преимущество, если Байдена не будет, в 2024-м.
Важная сила, которая удержит Байдена в качестве кандидата даже в случае дальнейшей потери популярности, — это шанс, и большой, что кандидатом от республиканцев станет бывший президент Трамп. Он очень, очень — как никакой бывший президент в истории, кажется, — популярен среди республиканцев и, судя по косвенным признакам, готовится к еще одной гонке. Отдельные голоса убеждают его избраться спикером Палаты представителей в случае победы республиканцев в 2022-м и председательствовать при импичменте Байдену, которого тоже, само собой, оправдает Сенат. Но это, по-моему, чересчур даже для Трампа. А вот кандидатом-2024 он стать может. И это как раз тот случай, когда непопулярный Байден будет иметь очень хорошие, больше 50+, шансы, чем Трамп. Непопулярный Байден может проиграть многим другим республиканским кандидатам, но не Трампу — как бы плохо ни относились к нему независимые избиратели, к Трампу они относятся еще хуже.
Константин Сонин, экономист