Posted 7 сентября 2021, 07:30
Published 7 сентября 2021, 07:30
Modified 30 марта, 08:28
Updated 30 марта, 08:28
Кудрин выступает против госсектора в экономике — и схожего видения придерживаются все прогрессисты. Если нет плановой экономики, то ее должен заменять рынок. Сейчас в России планово-рыночная экономика, которая работает не под нужды страны, а под нужды заинтересованных лиц. Фактически государство определяет, в какой сектор оно собирается закинуть очередной миллиард денег, а там уж подбираются «интересанты», которые будут их осваивать.
Главное в предложении Кудрина — провести новую масштабную приватизацию. Он написал статью, в которой призывает сократить часть государства в посткризисном развитии. «Госсектор может временами играть важную и положительную роль, но ему пора начать сокращаться. „Особого пути“ в данной ситуации нет — госкомпании редко становятся экономическими и инновационными драйверами», — считает Кудрин. Тут нельзя не согласиться, так как государство влезло уже почти везде, даже в мелкий бизнес вроде проката самокатов или кофеен. Такой госкапитализм в итоге ведет к деградации отрасли.
Изменить ситуацию может приватизация, которая даст предприятиям эффективных собственников. Тут самое интересное — кто и что сбирается приватизировать. Россию ждет новая волна «залоговых аукционов», т. е. скупки госпредприятий олигархами, так как только они имеют необходимый денежный объем в кэше и доступ к процедуре самих торгов?
Сейчас «лакомых» кусков в российской экономике много, от «нефтянки» до технологических предприятий. Получается, что Кудрин предлагает действовать по формуле сгущай-разжижай solve et coagula: то, что раньше активно отжималось у собственников, вроде ЮКОСа и заводов у «красных директоров», теперь может перекочевать в собственность богатых людей России. Кто эти люди, мы примерно представляем, не так уж много их в стране, но еще меньше тех, кого допустят до освоения активов.
Получается, что РФ может ожидать очередная волна приватизации, в ходе которой страна окончательно обретет новых владельцев, и это будет уже не абстрактное «государство».
Илья Гращенков, политолог