Posted 1 сентября 2021, 17:59
Published 1 сентября 2021, 17:59
Modified 30 марта, 08:28
Updated 30 марта, 08:28
Мы постоянно слышим, что наши деды победили фашизм и эта победа — наша основная скрепа и национальная идея. Напомню, что фашизм победили общими усилиями все народы СССР и союзнических стран. Также напомню, что основная идея фашизма — превосходство «нашего» народа над «низшими этническими формами», его основной признак — презрение к людям иных национальностей, их дискриминация, начиная с бытовой. Первый шаг в Освенцим — запрет ходить по тротуарам.
Молодой талыш Идрак Мирзализаде, родом из Баку, жил до недавних пор в Москве. Как и многим людям соответствующего облика, ему трудно было снимать квартиру. Он на каждом шагу (поверьте, знаю, о чем говорю) сталкивался с недоверием, презрением и открытой враждой только потому, что он черноволосый Идрак, а не курносый голубоглазый Вася. И вот однажды он об этом глупо пошутил. Зло, плохо пошутил — но сколько он сам выслушал до того таких же шуток в свой адрес? До этой шутки он подробно рассказал, как трудно ему бывало заставить увидеть в себе человека, а не <заранее вырезано цензурой>.
Его для начала жестоко избили неизвестные, потом от имени государства посадили на 10 суток, теперь пожизненно (!) высылают из страны. За одну дурную шутку про русских. А наоборот, про <снова цензура> — можно, да? Абидна, панимаешь.
Я напомню так, на всякий случай, что азербайджанцы, талыши, равно как украинцы, евреи, татары и киргизы, да еще сотни полторы национальностей вплоть до табасаран и эвенков, имеют к победе над фашизмом ровно столько же отношения, что и русские.
И еще напомню, что десять с лишним лет назад была такая комическая передача «Наша Раша», где тоже было множество глупых шуток. В ней было два главных актера: рослый блондин Светлаков и низенький кавказец Галустян. Они постоянно обыгрывали этнические стереотипы и предубеждения, если не верите, посмотрите сами. И люди смеялись над… над своими стереотипами, на самом деле. Никто не оскорблялся, не бил никому морду, не сажал в тюрьму и не высылал из страны Галустяна (ну не Светлакова же, в самом деле!).
И все было нормально и спокойно.
Кто хотел — смотрел, кто не хотел — не смотрел.
Нам позволяли смеяться над собой.
Теперь остался один натужный пафос да хронически оскорбленные чувства.
Андрей Десницкий, библеист, профессор РАН