Posted 25 августа 2021, 19:06
Published 25 августа 2021, 19:06
Modified 30 марта, 08:28
Updated 30 марта, 08:28
Комитет государственной безопасности СССР и его наследники — были и остаются крупнейшими собирателями и хранителями информации. Борьба с инакомыслием и ловля шпионов — верхушка айсберга, основную часть которого составляют миллионы досье и файлов с информацией, собранной на множество людей и организаций. Там и данные «оперативного наблюдения», и доносы, и аналитика от экспертов, и отчеты от спецпредставителей. Обладание разнообразной информацией о любом заметном человеке и его системе связей давало власть или ее иллюзию.
С одной стороны, информацию надо собирать, — а с другой, держать в секрете. Значительная часть органов безопасности, — «секретчики» и примкнувшие к ним цензоры. Именно с началом «информационного века» органы безопасности приобрели такую гипертрофированную роль и влияние. И они продолжают его наращивать, собирая все больше и больше информации (у меня есть подозрение, что обрабатывать ее они не успевают, — но это временно).
Так вот. Именно в силу такой сущности «спецслужб» главным ударом по ним являлось открытие информации, с одной стороны, и запрет сбора, — с другой. То есть свобода слова и права личности.
Журналисты работают на том же поле, что спецслужбы — они собирают информацию. Но делают это принципиально с противоположными целями, — чтобы информировать общество.
Неудивительно, что теперь, когда именно спецслужбы контролируют российское государство, главными врагами для них стали журналисты, а главными институциональными мишенями — свобода слова и права личности.