Posted 19 августа 2021, 15:33
Published 19 августа 2021, 15:33
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
Когда к 30-летию путча Путин присвоил генералу Сергею Суровикину звание генерала армии, я вспомнил слова Шеварднадзе после провала ГКЧП о том, что трех погибших ребят надо похоронить у Кремлевской стены, а если нет места, есть кого оттуда выкопать.
В принципе, не так много времени прошло, а как все обернулось… Не то, что к власти пришли наследники ГКЧП, пришли те, кто думал, что тогда бы сделали лучше. А произошло это потому, что тогда победители забрали не все, что могли. Даже не буду их ругать, было не до того, чтобы что-то забирать. Властям надо было кормить страну, читаем книги Гайдара и видим там выдержки из телеграмм региональных начальников, что хлеба осталось на три дня. И когда страну накормили, окна возможностей, например, открыть архивы КГБ уже не было. Люди же вышли в 1991 году не воевать, не свергать власть, а наоборот, защищать законно избранную российскую власть и президента Ельцина. Поэтому досталось чисто символически только Дзержинскому. Хорошо это или плохо — другой вопрос, но никто не собирался ничего громить.
Уже позже стало понятно, что свобода досталась слишком легко. То, что достается легко, не является ценностью. Свободу принесли на блюдечке сначала Горбачев, иначе не было бы выборов Ельцина, а потом и сам Борис Николаевич. Август 1991 года 30 лет спустя видится сильно иначе, чем тогда. Все-таки главное в путче — противостояние элит, а улица — это уже видимая ее часть, но может быть даже неглавная, хотя и важная. Важная тем, что так зарождалось гражданское общество, которое могло донести свободу до наших дней, но не донесло, о причинах я написал выше.
Еще обязательно надо отметить, что именно тогда мы увидели, что такое настоящая поддержка власти. Ельцин выиграл у Горбачева и победил два путча фактически, что без поддержки людей было невозможно. Вот эта поддержка существенно отличается от той, что выражается в голосах, посчитанных Памфиловой.
Кроме того, тогда мы все увидели, что настоящая политика страну скрепляет и дает ей возможность пройти очень крутые повороты истории. Поэтому ельцинская Россия, чтобы вам ни говорили пропагандисты, была сильной.
Распад же СССР не был никакой трагедией, скорее, благом, геополитической же катастрофой, правильно сказал Леонид Парфенов, было его создание. И обречен он был еще при создании. Сроки же распада были определены еще старцами в Политбюро при позднем Брежневе, в том числе и решением о вводе войск в Афганистан. Не самый глупый старец Андропов, кажется, что-то понял, поэтому продвинул молодого Горбачева, но уже поздно, потому что в 1985 году СССР могло спасти только чудо, которого не произошло. Но мягкость Горбачева, отсутствие у того черт людоеда по крайней мере позволили СССР распасться бескровно.
И вот уже многое отыграли назад, практически все. Но главного не может сделать даже Путин — он не сможет восстановить СССР. Поэтому он ограничился присвоением звания генерала Суровикину. Так что совершенно точно все было не зря.
Кирилл Шулика, публицист