Posted 16 августа 2021, 08:05
Published 16 августа 2021, 08:05
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
Сейчас, 20 лет спустя, ясно, что не было ничего глупее этой новой афганской войны, несмотря на то, что за нее проголосовал Совбез ООН и Россия в его составе. 20 лет назад международная коалиция — это традиционное уже название для американской армии и союзников — быстро выгнала талибов (движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в РФ — ред.) из Кабула и больших городов, а потом вместе с опекаемым правительством Афганистана 20 лет воевала, чтобы установить реальный контроль над страной, и не смогла.
Теперь, после ухода иностранных войск, талибы в считанные дни захватили страну, на завоевание которой западные армии положили два десятилетия. Как и после ухода СССР оттуда же, армия правительства, за которое воевали иностранцы, не смогла и не захотела воевать без них, а само такое правительство оказалось непопулярным, несмотря на множество прогрессивных благодеяний.
После терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года казалось, что нужно срочно ответить, так оставить нельзя, а «Талибан» в Афганистане не просто захватил власть, но и был близок с «Аль-Каидой» (террористическая организация, запрещена в России — ред.) В итоге бен Ладен обнаружился и был убит в союзном Западу Пакистане, а среди совершивших теракты по миру именно афганцев и именно талибов, можно сказать, и не было. «Талибан» оказался скорее локальной, чем глобальной проблемой. Хорошо, если так и останется. К тому же нынешний «Талибан» не повторяет той же ошибки и держится подальше от ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России — ред).
Войска с Ближнего Востока обещал вывести Трамп, но Байден не стал здесь изображать полную несовместимость с предшественником, а продолжил в том же духе. Выход из Афганистана и Ирака — это поворотный момент, он означает конец попыток Америки равномерно осчастливить весь мир. Война в Афганистане стоила Америке примерно в $800 млрд, плюс $700 млрд потратили союзники (данные «Би-Би-Си»). Это в сто с лишним раз больше, чем бюджет Никарагуа, беженцы из которого сейчас ломятся через южную границу США. Уже по этой причине логичнее было бы не разбрасываться, а превратить собственные окрестности в регион относительного благополучия. Кроме этого, весьма вероятно, что в обоих войнах за прогресс погибло больше местных жителей, чем за то же время погибло бы при соответствующих диктатурах талибов и Саддама (ему бы сейчас исполнилось 85, мог и не дожить).
Уход из Афганистана и Ирака — это признание того, что невозможно совершить демократическое чудо извне. Правительство Буша-младшего, которое начало обе войны, ссылалось на опыт послевоенных американских президентов, преобразивших тоталитарные Германию и Японию. Это сравнение — большая ошибка. Германия (с Австрией) и Япония до установления тоталитарных режимов были догоняющими, но вполне модернизированными, правовыми и парламентскими обществами, которые в течение десятилетий реформировали себя сами. Поражение в войне не столько поставило их на новый верный путь, сколько вернуло на старый. Такого плодородного субстрата на Ближнем Востоке нет и в помине.
По этому ближневосточному эксперименту видно, что местный субстрат, а не извне приложенные усилия, решает исход дела. Те, кто надеются на демократическое чудо где бы то ни было в результате правильно приложенных внешних усилий, обманываются: получится не Япония, получится Афганистан. Такой род чудес происходит только изнутри, и как правило это долгое чудо. Золушка превращается в принцессу постепенно — сперва шапочка, потом воротничок, потом бантик, а когда дойдет до туфелек, у нее уже будут свои, без принцевых подарков.
Александр Баунов, журналист