Posted 12 августа 2021, 15:07
Published 12 августа 2021, 15:07
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
Руководитель МЧС Зиничев прибыл по поручению Путина в Якутию для работы в зоне лесных пожаров.
С одной стороны, фраза, конечно, ритуальная — в нашей стране все делается только по поручению Путина. С другой — недоумение очевидно. Второй месяц Якутия горит, причем якутские пожары по площади — это половина того, что вообще горит по всей стране, дым от пожаров накрыл даже Урал и Северный полюс. А министр ждет — поручит ему президент прибыть или нет.
В который раз возникает вопрос о «вертикали управления». Когда ее ввели, ей пели хвалебные оды. Уж она-то, вертикаль, сконцентрирует все полномочия в руках самых лучших и самых опытных. И они-то, самые лучшие, поведут нас к зияющим вершинам.
На деле оказалось, что для повседневной жизни вертикаль годится весьма посредственно, так как возникает анекдот, который я услышал в Петербурге: и рабочие есть, и деньги выделены, и рубероид завезли. Но чтобы начать работы по ремонту крыши дома, нет указа президента. А потому и не начинаем.
Но проблема в том, что и в чрезвычайной ситуации вертикаль не сильно лучше, хотя казалось бы — именно такая структура наиболее эффективна в экстремальных обстоятельствах. Но мы неоднократно убеждались в том, что президент, которому постоянно не хватает полномочий и времени (самый веский аргумент, чтобы поддержать его кандидатуру на очередных выборах) именно в момент чрезвычайной ситуации мастерски исчезает, перепоручая заниматься катастрофами своим подчиненным. Тогда неизбежен логичный вопрос — если эта система не работает в обычной жизни, и никак не демонстрирует своей уникальной работоспособности в чрезвычайных ситуациях — для чего она нам? В чем смысл «вертикали», если она не про управление вообще?
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик