Posted 10 августа 2021, 17:16
Published 10 августа 2021, 17:16
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
В порядке смены актуальных тем для сетевой дискуссии даже август не стал месяцем отдыха — слабеющее сопротивление подпольщиков-антиваксеров, на мгновение сменившееся гимнастическим антисемитизмом, быстро превращается в борьбу с глобальным потеплением.
Я, в отличие от миллионов моих собратьев по соцсетям, не специалист в климатологии. Я не знаю, насколько точны прогнозы; я не знаю, что будет, если они точны. Говорят — не только станет жарче, но и диапазоны температурных перепадов будут выше; не только поднимется уровень моря, но и осадков будет больше, и чаще будут ураганы, циклоны, торнадо, цунами и прочая турбулентность. Меня особенно волнует, конечно, уровень моря (вся моя недвижимость кроме московской расположена сравнительно низко, Москве хорошо — 130 метров, туда не достанет, а вот Лондон — 11 метров, и его по прогнозам смоет в течение 50 лет) и ураганы — я много летаю. Жара мне как раз нравится — я холод не люблю.
Но я, в отличие от миллионов моих собратьев по соцсетям, неплохо знаю историю, и особенно я люблю историю средних веков — это просто кладезь для желающего понимать геополитические и геоэкономические процессы. Так вот, в истории ранних средних веков был знаменательный период, примерно середина III — середина VII века, в течение которых наблюдалось как раз существенное похолодание, так называемый климатический пессимум. Главным последствием похолодания было массированное движение народов, населявших Сибирь и север Восточной Европы на Юго-Запад, «вдогонку» урожайным зонам и пастбищам. Населению Юга и Запада Европы было особенно некуда сдвигаться, и оно просто вымирало, уничтожаемое кроме голода еще и чумой (которая всегда приходила на похолодание, в XIII–XIV веках она вернулась). Полукочевые племена Северо-Востока почти без сопротивления занимали новые территории; германские племена Севера смещались на Юг и Запад насколько могли. Рухнула Западная Римская Империя и Европа погрузилась в «темные века» из которых она выйдет как раз к потеплению IX–XII веков, с совершенно новой картой: вчерашние периферийные племена, дикие кочевники и земледельцы, стали хозяевами; вчерашние столпы цивилизации, мировые жандармы — ушли в прошлое настолько, что во многих уголках Европы их постройки стали приписывать мифическим гигантам. Кстати, славяне — продукт того же времени.
Похолодание XIII–XIV веков привело просто к кризису Европы и запустило процесс Ренессанса: между сильными и пассионарными народами Востока и Европой в тот момент уже лежала Русь, волна переселения об нее не разбилась, но была по большей части ей впитана в себя. Если бы не это, возможно, этническая карта изменилась бы снова.
В каком-то смысле потепление — это похолодание наоборот. При похолодании становится хуже всем, но хуже всего — тем, кто живет выше, севернее и восточнее. При потеплении хуже становится всем, но хуже всего тем, кто живет ниже, южнее и западнее. Если правда, что уровень моря за 100 лет поднимется на 16 метров, то затопление низменностей в Европе будет похоже на оледенение возвышенностей и северных зон при похолодании: эффект один, жить там будет нельзя. И так голодающие зоны Африки станут совершенно непригодными для жизни; более благоприятные зоны Африки станут голодающими; Ближний Восток будет вымирать и из-за роста температур и из-за того, что использование нефти и газа существенно сократится — топить будут меньше, да и борьба с потеплением будет снижать долю углеводородной энергетики. Значительные районы Китая превратятся в засушливые полупустыни; значительные районы Индии затопит.
Сходство века XXI с веками пессимума состоит и в мобильности огромных масс населения, попадающего в зоны неблагоприятного изменения климата, и в концентрации территорий, которые будут наиболее пригодны для жизни, в руках стареющих вчерашних империй, которые будут не только не готовы защищать свои границы, но и скорее всего будут делать что-то для спасения попадающих в зоны бедствия миллиардов людей. Центрами притяжения великого переселения будут Канада (в уменьшенном размере, без низменностей), США, Центральная Европа, Европейская часть России, Центральная и Восточная Сибирь. Возможно, именно грядущее великое потепление в течение ближайших 100-150 лет очередной раз приведет к великому переселению народов, и году в 2300-м среди банановых плантаций вокруг развалин Звенигорода будут гулять чернокожие дачники — коренные москвичи (вернее — жители города Мванг-ва), рассуждая, что октябрь — самое время съездить покупаться на Балтийское море, тем более что на машине до него меньше часа на север по Новорижской трассе («Кстати, почему она так называется?» «Это, дочка, в честь древнего затонувшего города, представляешь, в нем жили странные люди с белой кожей, они прогневали бога огня, и тот наслал огромный потоп»).
Андрей Мовчан, экономист